Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как нарастить инвестиции

Для этого нужно создать синергию капитала и городской власти
12 ноября, 2007 - 18:52

Харьковский регион — один из самых мощных и инвестиционно привлекательных в Украине. Тем не менее, на сегодня объем прямых инвестиций в Харьковщину не превышает $1 миллиарда. Хотя потенциально эта сумма могла бы быть на порядок большей. Одной из наиболее весомых причин, которые препятствуют активному внутреннему и внешнему инвестированию в наш город и регион, является фактическое отсутствие контакта власти и бизнеса в инвестиционной сфере, недостаток активных действий местной власти по формированию инвестиционной привлекательности Харькова, его инвестиционного имиджа. А ведь именно это — первичные экономические задачи органов самоуправления. Инвестиции, как известно, требуют благоприятного климата. Вкладывать деньги в страну или регион должно быть выгодно, а инвесторы должны это не просто знать, но и быть в этом уверены. Орган самоуправления выступает, по сути, гарантом инвестиций. Такая помощь власти бизнесу создает эффект синергии, увеличивая количество инвестиций и обеспечивая качество их использования. Самостоятельно бизнес не смог бы достичь такого результата.

Однако, как свидетельствуют результаты экспертного исследования «Оценка инвестиционного климата в Харькове», проведенного Центром исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М. Доброва совместно с СФ «Бюро статистического анализа», инвестиционный бум, о котором заявляют харьковские власти и принадлежащие им СМИ, — это миф. Во всяком случае, об этом красноречиво говорят оценки около 350 квалифицированных экспертов, исследовавших инвестиционную привлекательность Харькова по 248-ми показателям, характеризующим социально-экономическую среду региона.

71,3% экспертов отметили ухудшение политического климата для инвестиций в Харькове. Причем эта составляющая инвестиционного климата, по мнению экспертов, является самой неблагоприятной.

Интегральный индекс привлекательности Харькова для инвестиций, рассчитанный по шести показателям (политическая среда, адаптивность политико-экономической системы к реформированию, национальная законодательная база, международное право, правовая среда предпринимательства, экономическая среда предпринимательства), по оценкам харьковских экспертов, на протяжении последнего года также снизился (до показателя — 0,32). Возросли инвестиционные и предпринимательские риски инновационной деятельности и осложнились условия для развития эффективных инновационных процессов.

Основываясь на экспертных оценках, можно утверждать, что наиболее слабыми элементами политического климата для инвестиций в Харьков являются: зависимость и несправедливость судебной системы, низкий уровень политической стабильности, низкая обеспеченность прав человека и социальная защищенность, неспособность обеспечить интеграцию общества, высокий уровень социального расслоения, бюрократизм, запредельно высокий уровень коррупции.

Приходится констатировать, что ситуация в политической составляющей инвестиционного климата является сложной и требующей немедленных и оперативных изменений. Существует два пути воплощения этих изменений в жизнь. Первый — переизбрание местной власти. Этот вопрос сегодня, безусловно, стоит в политической повестке дня, но является сложным и, что самое плохое, отодвинутым во времени. А коренных изменений в политической плоскости инвестиционная среда Харькова требует уже сейчас.

Поэтому начать, по-видимому, следует с формирования системной самоорганизации бизнеса на основе общественно- политических структур. Одной из оптимальных форм такой политической организации представляется сегодня Гражданский городской совет Харькова. Существенными его позитивами являются его незаангажированность и неаффелированность с неэффективными нынешними структурами и персоналиями местного самоуправления. При этом активное участие в его деятельности должны принимать прежде всего представители малого и среднего бизнеса, по которым наиболее сильно бьют пассивность и коррумпированность местной власти и которые нуждаются в относительно незначительных, однако целевых инвестициях. Ведь большой бизнес сам концентрирует крупные капиталы и соответственно находится в меньшей зависимости от посторонних заимствований и капиталовложений.

Итак, в ситуации, когда состояние политической составляющей инвестиционного климата Харькова является сложным, а органы местного самоуправления не хотят и не могут брать на себя ответственности за это, не работают над формированием инвестиционной привлекательности и инвестиционного имиджа первой столицы, не способны выступать гарантом эффективности капиталовложений, эти функции должен взять на себя Гражданский городской совет. Наличие стабильного, авторитетного и ответственного общественного учреждения, которое бы занималось проблемами бизнеса, будет оказывать содействие формированию благоприятного инвестиционного климата города и станет залогом инвестиционной синергии от взаимодействия политики и экономики.

Антон ПАВЛОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ