В конце июля прогнозы относительно уровня инфляции стали своеобразной модой. Но все они сходились на том, что средние потребительские цены этого месяца снизятся, что и определит, впервые в этом году, показатель месячной дефляции (около 1%). Далее, в августе дефляция будет меньше — около 0,5%. Однако далее официальные источники не шли, и только некоторые общественные организации делали попытки заглянуть за горизонт выборов, ссылаясь на данные послевыборных месяцев 1999 года, когда были зафиксированы существенный рост потребления и скачок инфляции. Самый большой рост розничных цен в связи с этим прогнозируется в первом квартале 2005 года, тогда как по итогам этого года инфляция не превысит по мнению таких исследователей 6,5%. В этом году правительственные действия будут главным фактором, сдерживающим инфляцию. Однако уже в следующем году она вырастет до 7—8%, кто бы не пришел к власти, считают аналитики. Угрозу следующему году создают цены производителей, которые по некоторым прогнозам вырастут до конца этого года на 20%. После этого, если прогноз подтвердится, в следующем году можно ожидать инфляцию, сопоставимую с темпами роста ВВП. Вместе с тем, согласно прогнозам Ассоциации украинских банков, инфляция еще в этом году может достичь 8—9%, тогда как правительство прогнозировало ее снижение в этом году до 5,8—6,3% и, по словам первого вице-премьера и министра финансов Николая Азарова, не собирается пересматривать макропоказатели развития экономики.
Ценовую ситуацию в стране комментирует советник главы Нацбанка Украины Валерий ЛИТВИЦКИЙ.
Повышенное внимание к инфляционному фону в Украине создает не только известное политическое событие, которое состоится в октябре — ноябре, но и объективные причины: разогрев отечественной экономики, рекордные закупки валюты, последствия прошлогоднего неурожая, а также мировая инфляционная тенденция. И действительно, во втором квартале ожидаемый переход инфляции в фазу ремиссии (затухания) не произошел. Она сохранилась на уровне первого квартала (2,2%) и составила за полугодие 4,4%. Среднемесячный рост цен держался на уровне 0,7%. Следовательно, инфляция не была галопирующей. Она была вызвана, в первую очередь, секторальным дисбалансом на продовольственном рынке (мясо) и бензиновым кризисом.
Но во втором квартале произошел взрывной рост сбережений населения в виде ценных бумаг, сбережений в иностранной валюте и ссудах (сбережения в виде гривневых денежных вкладов росли медленнее). Если этот показатель в первые три месяца составлял 5,1%, то за полугодие он достиг 17,9%. Именно это, а также значительное увеличение средств правительства в банковской системе ослабило эффект некоторого роста потребительских цен. С начала года средства правительства в банках выросли в 2,9 раза и составили на 23 июля почти 14,5 млрд. грн. За первый квартал правительство добавило к своему счету 3 млрд. 122 млн. грн., а во втором квартале — еще 3 млрд. 768 млн. грн. В то же время это является поводом для определенной обеспокоенности относительно будущих и, не исключено, неравномерных расходов из бюджета в последних двух кварталах года.
Итак, можно констатировать, что во втором квартале инфляцию подталкивал значительный рост потребительских расходов, но замедляла фискальная сдержанность правительства и растущий спрос на сбережения населения в виде ценных бумаг и иностранной валюты и высокий экономический рост экономики (темпы роста ВВП составляли 12,7%). Поэтому стает вполне реальной цель по итогам года не выйти за грань инфляции, которая измеряется однозначной цифрой. Более того, шестипроцентная инфляция как ценовая перспектива года все еще существует. Ведь за годы экономического роста дефляция двух последних месяцев лета составляла в среднем 1,3%, а без высокоинфляционного 2000 года — 1,8%. В прошлом году дефляция в этих двух месяцах составляла 1,8%. Чтобы выйти на аналогичный показатель сейчас необходимо обеспечить как сезонный ценовой эффект, так и эффект высокого урожая, которые бы компенсировали ценовой дефект мирового повышения стоимости нефтепродуктов. Тогда на начало осени инфляцию можно снизить до 2,5—3% с начала года. Как мне кажется, это не слишком высокая плата за такой большой экономический рост, который, возможно, будет зафиксирован впервые в истории независимой Украины. Тем более, наша экономика остается высокозатратной, а в мировой экономике господствует тенденция к повышению цен, в т.ч. на нефть и металлы.
Разрабатывая практику антиинфляционных действий во втором полугодии, важно ориентироваться на то, чтобы инфляция не превысила прошлогоднюю. Для этого все государственные органы должны неутомимо блокировать наращивание инфляционных ожиданий, делая время от времени вербальные интервенции. Нацбанку не остается ничего другого как придерживаться тактики антиинфляционного курсообразования и продолжать рассудительную процентную политику, в то же время благоприятную для сохранения стремительного роста ВВП. Эффективным противоинфляционным мероприятием может стать ввод более жестких нормативов резервирования со всех пассивов, которые привлекаются банками. Что касается правительства, то оно, конечно же, будет избегать резких колебаний среднемесячных расходов бюджета в связи с его коррекцией. Но банковская система должна параллельно с этим разработать план управления ликвидностью в условиях интенсификации правительственных расходов — повышение зарплат, пенсий и других социальных выплат.