Одно из реальных достижений постреволюционной Украины состоит в том, что законы страны теперь все реже пишутся и дорабатываются, как говорится, под ковром. Свидетельством этого может служить создание стратегической совещательной группы для доработки законопроекта «О национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» (№2996). Кроме народных депутатов Украины, в нее вошли представители международных объединений регуляторов, европейского Энергетического сообщества, группы поддержки Украины Еврокомиссии, украинские эксперты в сфере энергетики и регулирования.
Напомним, названный закон, разработанный правительством и представителями НКРЭКП при содействии секретариата Энергетического сообщества, во время обсуждения в парламенте вызвал немало вопросов и даже после доработки не был одобрен. Отметим, что кроме него в Верховной Раде зарегистрированы альтернативные варианты (их авторы — депутат от «Оппозиционного блока» Артур Мартовицкий и внефракционный Юрий Левченко).
ЧТОБЫ АРБИТР НЕ ОШИБАЛСЯ
«Чем более высокие ставки делаются на тот или иной футбольный матч, тем большее внимание уделяется его арбитрам», — говорит, открывая совмещенное с брифингом первое предварительное организационное заседание совещательной группы, президент аналитического центра DiXi Group Елена Павленко. — Энергетика, рынки газа и электроэнергии, коммунальных услуг — это игра с чрезвычайно высокими ставками, поскольку речь идет о безопасности людей, и арбитр — тот судья, который должен следить за всеми игроками на этом рынке, должен быть максимально профессиональным, независимым и справедливым».
Ни один серьезный инвестор не придет в Украину, если не будет видеть правила игры на всех упомянутых рынках, утверждает Павленко. Она также отмечает, что в условиях, когда растут тарифы для населения, очень важно, как работает рынок и насколько население доверяет всему, что там происходит. Поэтому она считает необходимым не только создать совещательную группу, но и консолидировать ее усилия, сконцентрировать в ней «профессиональные умы и в результате представить парламенту такую версию закона и такое видение функций регулятора, которые сделают рынки газа, электроэнергии и коммунальных услуг максимально эффективными».
Говоря о перспективах законопроекта, который, по ее мнению, нужно принять как можно быстрее, Павленко отмечает, что «внесенный правительством законопроект пошел по «долгому кругу», и сейчас невозможно спрогнозировать, когда Верховная Рада его примет». «Если процесс затянется, шансов обеспечить качественное регулирование, как и создание эффективных рынков в сфере энергетики, просто не будет», — опасается президент DiXi Group.
СФЕРА КОРРУПЦИОННЫХ ДЕНЕГ
Несколько иное обоснование для создания стратегической совещательной группы — у исполнительного директора Международного фонда «Відродження» Евгения Быстрицкого. «Сфера энергетики является, безусловно, самой коррупциегенной, — уверен он. — Она генерирует как большие деньги, так и большое желание использовать их на уровне теневых схем. Без принятия адекватного закона о действительно независимом национальном регуляторе все другие реформаторские законы, регулирующие рынки газа, электрики, тарифы и так далее в сфере энергетики, останутся полумерами. Принятие такого закона — реальный удар по коррупции в этой сфере».
Но нынешний формат регулятора, продолжает Быстрицкий, фактически не является независимым ни по способу назначения членов комиссии, ни по процедуре принятия решений. Всегда возникает возможность использовать какие-то внутренние или теневые отношения, отмечает специалист, поэтому Фонд «Відродження»» решил оказать помощь в создании совещательной группы независимых экспертов, провести соответствующую коммуникационную кампанию, адвокацию (защиту) этого закона, чтобы он стал совершенным и был принят в ближайшие месяцы.
КОМУ ОТДАТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ
Заместитель главы парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства Алена Бабак отмечает: «Если газ и электрика — это общегосударственные рынки, то вода и тепло — очень локальные. Местное самоуправление, ощущая политическое давление своих общин, не пересматривало тарифы. И предприятия фактически «падали», но мэры, идя на выборы, обещали, что тарифы будут низкими, и, как и раньше, не пересматривали их. В 2010 году было решено: передадим эту политическую функцию независимому регулятору. Так что опыт государственного регулирования этих услуг, особенно в сравнении с другими странами, чрезвычайно мал».
Она считает необходимым, чтобы в законе рынки были четко разграничены. И на каждом из них введены свои правила лицензирования и тарифообразования. И процесс привлечения потребителей к обсуждению новелл НКРЭКП должен учитывать специфику рынков, настаивает Бабак. Она также рассматривает вопрос о передаче на места в процессе децентрализации власти некоторых функций регулятора по разработке тарифов на тепло, воду и водоотведение. Но почему-то не говорит о том, какое конкретное решение по этому поводу должен предусматривать закон.
«День» попросил заместителя главы комитета все-таки изложить свою позицию по этому вопросу — передавать на места или оставить эти функции за НКРЭКП? «Уже сегодня части предприятий водо- и теплоснабжения тарифы устанавливают органы местного самоуправления, другим — Нацкомиссия. Критерий этого распределения — по объемам деятельности, объемам услуг, — сказала «Дню» Бабак. — Если водоканал обслуживает, например, до 30 тысяч человек, то ему тарифы устанавливает орган местного самоуправления, а предприятиями, обслуживающими большее количество клиентов, занимается регулятор... Пока что такое распределение сохраняется, потому что нам нужно еще научиться этому регулированию. Это для нас новый опыт. А у национального регулятора больше знаний и понимания, как это делать. Возможно, со временем мы и откажемся от общегосударственного регулирования этих локальных рынков. Но на сегодняшнем этапе важно научиться правилам открытого регулирования».
ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕЗИНТЕГРАЦИЮ
Закон о регуляторе, благодаря такой мощной и консолидированной поддержке, скорее всего, будет принят. Но чем будут руководствоваться члены НКРЭКП, если, скажем, не вступит своевременно в действие закон о рынке газа? Этот вопрос «День» задал первому заместителю главы парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Александру Домбровскому. «На мой взгляд (и это моя личная точка зрения), сегодня есть риски, из-за которых придется изменять сроки начала работы закона о рынке природного газа, — сказал Домбровский. — Ведь для начала его работы НКРЭКП, Кабмину и другими институциями нужно принять еще довольно много подзаконных нормативных актов. К сожалению, они сегодня готовы далеко не полностью, хотя какое-то небольшое время для их подготовки еще остается. Мне очень сложно прогнозировать, впишутся ли они в соответствующий график».
«Вторая причина — дополнил народный депутат, — у нас сегодня нет интегрирующей организации, которая могла бы координировать усилия всех, кто занимается этой работой — правительства, НКРЭКП, Верховной Рады, Минэнерго, — чтобы они выполняли совместный график. Мы в какой-то мере дезинтегрированы. Идем вроде бы в одну сторону, но с разными скоростями. И каждый видит в работе свои акценты и приоритеты. Нужен кто-то один, кто за всем этим следит. Я считаю, что в правительстве должен быть вице-премьер, отвечающий за вопросы энергетики. И тогда можно было бы весь сегодняшний разнобой синхронизировать».