После спровоцированных кровавых событий месячной давности в Мукачево, стараниями украинских политиков и СМИ Закарпатье из «края туризма, садов и виноградников» постепенно превращается в «край непуганых контрабандистов», которые уничтожают экономику Закарпатья и Украины. Почти ежедневно пресс-службы силовых структур сообщают о задержании транспорта с контрабандным товаром или нескольких ящиков сигарет, спрятанных в пограничных полосах, а общеукраинские ТВ-каналы демонстрируют сюжеты о борьбе власти с табачным и другим «контрабасом». В то же время почти нет никакого анализа экономических предпосылок того, почему тысячи людей каждый день, рискуя иметь неприятности, все же прибегают к нелегальным сделкам. Поделиться своим виденьем предпосылок этого явления я попросил руководителя успешного закарпатского машиностроительного предприятия, депутата Закарпатского облсовета нескольких созывов Михаила КАЧУРА.
«ЗАКАРПАТСКАЯ ОБЛАСТЬ — НА ПРЕДПОСЛЕДНЕМ МЕСТЕ В ГОСУДАРСТВЕ ПО ВЕЛИЧИНЕ ВВП НА ОДНОГО ЖИТЕЛЯ»
— Вооруженное столкновение в Мукачево месяц тому назад стало настоящим шоком для жителей области. Почему именно у нас произошел этот инцидент? Какими были предпосылки и какие последствия могут быть для края?
— Действительно, стрельба и человеческие жертвы в Мукачево в один миг превратили край, который длительное время был для простого украинца примером стабильной, бесконфликтной, размеренной и достаточно обеспеченной жизни, в «серую» область, где почти каждая вторая гривня зарабатывается криминальными сделками на границе в сопровождении постоянной клановой борьбы.
Да, мы уже больше года, вместе со всей Украиной, живем в условиях войны с внешним агрессором. Не проходит ни одного дня, чтобы мы не чувствовали этого: ежедневно на востоке страны продолжаются обстрелы населенных пунктов, ежедневно в разных уголках Украины прощаются с погибшими защитниками Родины. Но выстрелы за тысячу километров от фронта, смерть наших соотечественников на родных территориях, которых еще вчера ставили в пример как патриотов и защитников независимости нашего государства, — все это повергло в шок жителей области.
Невзирая на внешнюю упорядоченность наших городов, сел и культуру быта, высокий уровень развития домохозяйств на фоне других, более экономически развитых областей, Закарпатская область находится на предпоследнем месте в государстве по величине валового внутреннего продукта на одного жителя. Легального бизнеса, который исправно платит налоги и наполняет бюджет, в области мало, и это очень серьезная как социальная, так и ментальная проблема. Ресурсы для развития больших промышленных предприятий у нас отсутствуют, в области работают в основном приборостроительные и сборочные производства, где оплата труда на среднем и низком уровне. Предприятия, открывшиеся после недолгого периода существования СЭЗ «Закарпатье», не смогли трудоустроить все количество безработного населения, которое мы получили после распада советской экономики и упадка филиалов общегосударственных заводов или производственных объединений, которые в основном работали на ВПК.
Сегодня наибольшим работодателем на Закарпатье, по массовости привлечения трудовых ресурсов, стала граница: это компании, граждане, мелкие предприниматели, которые легально или нелегально перемещают людей и грузы, сотрудники таможенного контроля, пограничная служба, правоохранительные органы. Каждая из этих социальных групп имеет свои «дивиденды» от существования четырех границ в Закарпатской области. В то же время мы понимаем, что все ограничения, таможенные барьеры и границы, которые можно преодолевать за дополнительную коррупционную плату, изменить и перевести в легальное поле Закарпатье самостоятельно не может, это дело общегосударственное. Наилучшим примером этого являются наши соседи — страны Европейского Союза, которые ликвидировали любые преграды на пути свободного перемещения граждан и товаров на своих межгосударственных границах. Соглашение об ассоциации Украина — ЕС, свободной торговле и безвизовом движении для населения, дают нам надежду на то, что через два-три года о контрабанде мы будем лишь вспоминать.
Поэтому уже сейчас нужно стратегически подходить к созданию альтернативных вариантов занятости населения, развитию предпринимательства и созданию новых рабочих мест. Это именно то направление работы, которое органам местного самоуправления Закарпатья нужно проводить совместно с Кабинетом Министров, Верховной Радой, всеми центральными органами управления. Можно направить в область Нацгвардию, «закупорить» дыры на границах БТРами и канонерками, уволить и поменять абсолютно всех таможенников, «замести» в армию «пиджаков». Но от этого тысячи простых людей, которые вынужденно, от социальной безысходности, задействованы в контрабандных схемах высокопоставленных чиновников, не перестанут хотеть есть, за них никто не начнет платить коммунальные платежи и вносить плату за обучение детей. Люди должны иметь возможность легально зарабатывать деньги и обеспечить им это право — прямая обязанность государства, о которой оно давно забыло.
«НЕОБХОДИМО ИДТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ КООПЕРАЦИЮ»
— Каким, на ваш взгляд, является уровень самодостаточности и интегрированности Закарпатья в общеукраинские экономические и политические процессы? Какое влияние будут иметь эти события на процесс децентрализации власти в Украине?
— Экономическая самодостаточность региона — на среднем уровне. Мы не используем преимущества самой западной области на границе со стратегическим партнером нашего государства — ЕС, с хорошими трудовыми ресурсами и в качественной естественной среде.
Для повышения этого показателя необходимо развивать направления, которые уже доказали свою эффективность на территории нашего края. Это автомобилестроение и производство запасных частей, приборостроение, легкая, лесоперерабатывающая промышленность, машиностроение с полным производственным циклом товарного выпуска. Также следует понять, что экономическая самодостаточность будет расти как с развитием партнерских связей со странами-соседями Закарпатья, так и с другими регионами Украины. Необходимо идти в производственную кооперацию с предприятиями центра, востока, юга нашего государства, где находится большое количество потенциальных потребителей и партнеров. Приоритетом должно стать привлечение внутренних инвестиций, из имеющегося ресурса в области, а также из других регионов Украины. Мы имеем положительные примеры, когда за последние несколько лет в регионе выросли компании с современным производством строительных материалов, по переработке сельскохозяйственной продукции. Внутренние инвестиции нужно поддерживать и мотивировать к дальнейшим шагам — расширению и развитию производства. Это главный индикатор для внешних системных инвесторов, которые, прежде чем принять решение, внимательно изучают местную ситуацию.
Передача полномочий в сфере социально-экономических процессов на уровень регионального самоуправления улучшит возможности быстро принимать решения, осуществлять прагматичную и приспособленную к местным реалиям политику. Это тот положительный факт, который стимулирует экономику.
Из местных и общегосударственного бюджетов мы должны обеспечить новое качество транспортной инфраструктуре, логистике процессов, куда нужно привлекать автомобильное, железнодорожное, авиасообщение и трубопроводный транспорт. Стратегия развития Закарпатья на ближайшие годы принята, и мы должны четко ее выполнять.
«БЕЗ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЖГОРОД ТЕРЯЕТ ПОЗИЦИИ»
— Стимулирует ли городская власть Ужгорода развитие предприятий, существует ли стратегия развития экономики города?
— На «Турбогазе» уже работает до 300 ужгородцев, мы подняли предприятие, которое находилось в запустении без каких-либо перспектив. Конечно, нашей городской власти должно быть небезразлично, как и чем живет крупный производственный коллектив. Но, к сожалению, городские депутаты, мэрия, заняты приватизацией последних квадратных метров земли и коммунальных объектов, им не до нас. Нынешняя, как и предыдущая власть Ужгорода, не затрудняли себя разработкой собственной оригинальной концепции экономического развития. Уверен — это необходимо будет сделать в ближайшее время, чтобы знать, куда двигаться городу, какие отрасли развивать, какую для этого инфраструктуру строить. В мире глобальной конкуренции без такого плана мы будем терять и уже теряем позиции, уступая не только соседним областным центрам Украины — Львову, Черновцам или Тернополю — но даже райцентрам нашей области. Берегово, Мукачево, Хуст, Тячев привлекают инвестиции, перестраивают и упорядочивают свои кварталы и улицы, осовременивают транспортную инфраструктуру. Проблемные моменты в жизни Ужгорода уже дошли до уровня критической массы: отсутствие качественного круглосуточного водоснабжения, транспортный коллапс, латанное -недолатанное дорожное покрытие, загрязненность города, застройка зеленых зон, несуразные в архитектурном плане новостройки... Чтобы когда-нибудь выпутаться из этого, общественность Ужгорода должна ответственно пройти новые выборы. Если адекватно не ответить на вызовы времени — Ужгород, невзирая на все свое очарование и предыдущую славную вековую историю, окончательно превратится в депрессивный провинциальный городок, некомфортный для его обитателей и неинтересный для туристов.