Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Как защищают нефтепроводы

Сегодня им угрожают природные явления, организованная преступность и... налоговая система
10 июля, 2006 - 20:17
ЛИКВИДАЦИЯ УГОЛОВНЫХ ВРЕЗАНИЙ В МАГИСТРАЛЬНЫЕ НЕФТЕПРОВОДЫ БОЛЬШОГО ДИАМЕТРА ТРЕБУЕТ НЕ ТОЛЬКО ОПЫТА, НО И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОСНАСТКИ / ПАРК АВАРИЙНОЙ ТЕХНИКИ «УКРТРАНСНЕФТИ» ГОТОВ К ЛЮБЫМ НЕОЖИДАННОСТЯМ КАК ПРАВИЛО, БОЛЬШИЕ РАЗЛИВЫ НЕФТИ УДАЕТСЯ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ, НО НА УЧЕНИЯХ РЕГУЛЯРНО ОТРАБАТЫВАЮТСЯ И ТАКИЕ СИТУАЦИИ ВОРЫ ВЗЯТЫ С ПОЛИЧНЫМ (МОМЕНТ УЧЕНИЙ), А ВОТ НАКАЗАТЬ ИХ УДАЕТСЯ НЕ ВСЕГДА ДЛЯ ПАТРУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕПРОВОДОВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ И ВЕРТОЛЕТЫ, И КОННЫЕ ПАТРУЛИ

Карта Украины покрыта не только сетью дорог различного значения, но и почти такой же разветвленной системой разнообразных топливо- и нефтепроводов. Только в системе магистральных нефтепроводов Украины, которая находится в эксплуатации ОАО «Укртранснафта», 18 нефтепроводов (диаметром до 1220 мм) общей длиной 4766 километров (в одну нитку). Они предназначены для поставки нефти нефтеперерабатывающим заводам в Лисичанске, Кременчуге, Херсоне, Одессе, Дрогобыче и Надворной и проходят по 19 областям Украины, давая нефть также на экспорт в Словакию, Польшу, Венгрию и в другие страны. Перекачивают нефть 176 насосных агрегатов, общей мощностью электродвигателей 356,5 тысячи киловатт. Понятно, что такое большое энергетическое хозяйство имеет также собственные системы энергоснабжения, автоматики и телемеханики, защиты от коррозии, технологической связи, противопожарные и противоэрозийные сооружения. Ведь нефтепроводы проходят не только по степной зоне, но и по горным районам Карпат, пересекают значительное количество природных и искусственных препятствий, а также сложных в горно-геологическом отношении участков, в частности в районах шахтных выработок. Достаточно сказать, что на своем пути магистральные нефтепроводы преодолевают 211 подводных препятствий, для них обустроено также 506 воздушных пересечений (в условиях горного рельефа).

Существующая система нефтепроводов находится в эксплуатации в среднем от 20 до 44 лет. За это время они, а также их технологическое оборудование в значительной степени исчерпали свой ресурс, неоднократно были на текущем и капитальном ремонтах и морально устарели. Поэтому поддерживать их в надлежащем состоянии довольно не просто. Это требует не только умения и знаний, но и значительных финансовых средств и материальных ресурсов. Для поддерживания нефтепроводов в техническом исправном состоянии, которое обеспечивает надежную и безопасную транспортировку, согласно графикам, проводятся планово-предупредительные ремонты всего линейного оборудования. Кроме того, трассы магистральных нефтепроводов постоянно обследуются (в том числе и с применением вертолетов, а также приборного контроля) персоналом аварийно-восстановительных пунктов, аварийно-ремонтных участков и подразделений службы безопасности. Этим не только предотвращают возможные аварийные ситуации, но и препятствуют так называемым попыткам несанкционированного доступа, которые на самом деле следовало бы квалифицировать как злоумышленные повреждения, которые приводят или могут приводить к масштабным выливаниям нефти и даже экологическим катастрофам.

С такими явлениями подразделения нынешней «Укртранснафти» впервые встретились в 1995 году. В ответ тогда была прежде всего разработана и внедрена система контроля вытекания из нефтепроводов, что позволило оперативно получать соответствующую информацию. После этого были созданы подразделения ведомственной охраны, которые совместно с сотрудниками государственной службы охраны МВД Украины предупреждают или реагируют на преступные проявления. Соответствующие службы снабжены как вертолетами, так и транспортными средствами повышенной проходимости, приборами ночного видения и тому подобное. Ведомственная охрана обеспечена, в частности, автомобилями Митсубиси-Паджеро, Нисан- Патрол, КАМАЗ 4310, УАЗ 3909, «Унимог», радиостанциями ведомственной транкинговой связи, мобильными и спутниковыми телефонами, видео , и фотооборудованиемдля документирования преступлений. Линейная часть магистральных нефтепроводов распределена на зоны ответственности и закреплена за подразделениями.

Патрулирование осуществляется на автомобилях и конными дозорами, к нему в необходимых случаях привлекаются кинологи. Журналисты «Дня» имели возможность убедиться в высоком уровне подготовки и оснащения специальных подразделений, которым поручена охрана нефтепроводов. О позитивных последствиях профилактической работы подразделений безопасности «Укртранснафти» свидетельствует устойчивая и параллельная наращиванию соответствующих сил и техники тенденция к сокращению преступлений. В 2003 году их было зафиксировано 114, в 2004 м — 115, 2005-м — 74. Впервом квартале нынешнего года воры осмелились нарушить закон только 5 раз.

Тем не менее охранники не имеют права терять бдительности. По их словам, в Украине сложился хорошо налаженный бизнес по хищению нефти и газа из нефтегазопроводов. Им занимаются хорошо подготовленные и технически грамотные люди, которые оснащены средствами мобильной связи, современной автотехникой, необходимыми инструментами и устройствами, они имеют большой опыт врезаний в нефтепроводы и реальные рынки сбыта нефти. Соответствующие специалисты внимательно и подробно изучают эту многоуровневую систему. По их данным, на ее первом уровне — «техники», которые в совершенстве овладели преступными технологиями. После выполнения работы и маскировки места срезания, они продают его (цена определяется в зависимости от сложности) за $500 3000. На втором уровнеза дело берутся непосредственные расхитители нефти. Это водители топливозаправщиков с похищенной нефтью и лица, которые их сопровождают, ведут наблюдение или охраняют воров. Денежную «пенку» с этого многоуровневого преступления снимают организаторы, которые покупают врезание, находят топливовозаправщики и лиц, которые работают на втором уровне. Они же открывают фирмы-однодневки для оформления документов для перевозки нефти и последующей ее продажи, а главное — входят в контакт с работниками силовых органов, которые привлекаются для прикрытия этих преступлений, а также для помощи задержанным ворам. Этот «бизнес» довольно хорошо организованный и имеет реальные рынки сбыта. Преступные группы (правоохранители утверждают, что во главе их часто стоят выходцы из Кавказа) имеют тесные связи между собой и взаимодействуют в различных регионах. В практике есть случаи, когда преступники, задержанные в Полтавской области, через какое-то время опять задерживались в Николаевской, а потом Луганской областях...

А вот налаживание взаимодействия между ведомственной охраной «Укртранснафти» и органами внутренних дел является проблемой, которая далеко еще не всегда решается. Довольно часто возникают недоразумения во время подачи заявлений о преступлениях и их расследовании, бывают случаи недобросовестной и неполной отработки следственно-оперативными группами места события, следов и вещественных доказательств преступлений, есть случаи прекращения расследования без выполнения всех предусмотренных законом следственных действий. Очень часто райотделы милиции медлят с письменными ответами в отношении того, возбуждено ли уголовное дело против задержанных «на горячем», или в этом отказано. Иногда у правоохранителей невозможно получить соответствующие копии постановлений.

В связи с этим специалисты «Укртранснафти», с которыми на днях встречалась группа журналистов, подчеркивают, что срочно улучшить координацию усилий с органами МВД, а также законодательно усилить уголовную ответственность за повреждение объектов магистральных нефтепроводов и ответственность землепользователей, на землях которых совершаются намеренные повреждения нефтепроводов, и тех структур всех форм собственности, которые покупают и используют краденую нефть.

В то же время специалисты считают, что хотя трубопроводный транспорт является довольно прибыльной отраслью хозяйства, но для поддерживания его в надежном и работоспособном состоянии он нуждается в существенных капиталовложениях — для развития и модернизации нефтетранспортной системы. Об этом, в частности, речь идет в Отраслевой программе модернизации и реконструкции магистральных нефтепроводов на 2003-й и дальнейшие годы, которая утверждена НАК «Нафтогаз України» еще в апреле 2003 года. Ведь только в ближайшее время обществу необходимо провести капитальный ремонт ряда участков магистральных нефтепроводов с выносом их из аварийно опасных зон, на что необходимо около миллиарда гривен (на замену отрезков нефтепроводов по результатам внутритрубной диагностики — еще более полмиллиарда). В то же время для ремонта изоляционного покрытия нефтепроводов (исходя из нормы замены изоляции 1 раз в 30 лет) необходимо более двух миллиардов гривен. К сожалению, ныне, исходя из существующих средств, в среднем за год капитально ремонтируется изоляция только 35 километров нефтепроводов (49 млн. грн.), тогда как годовая потребность составляет 220 километров и на это ежегодно необходимо расходовать около 200 миллионов гривен.

При определенных условиях общество могло бы финансировать значительную часть неотложных работ за счет собственных доходов. Но, как отмечают нефтетранспортники, значительное усиление налоговой нагрузки (до 40% от доходов) негативно влияет на деятельность и дальнейшее развитие нефтетранспортной системы. В частности, налоговое давление ограничивает возможности модернизации и реконструкции трубопроводной системы, а также усложняет реализацию перспективных проектов, направленных на увеличение транзитного потенциала Украины. Так изменение порядка применения НДС на услуги по транзиту нефти привело к росту расходов через включение расходного НДС из операций, которые освобождены от налогообложения, в состав расходов предприятия, а не в состав налогового кредита. Кроме того, введение 20% ставки НДС на услуги по транспортировке нефти на НПЗ Украины приводит к автоматическому увеличению тарифов. Рентная плата за транспортировку нефти по магистральным трубопроводам увеличена с $0,685 за одну тону до $0,89 за одну тонну, т.е. на 30% по сравнению с предыдущими годами. В то же время для акционерных обществ с государственными долями акций установлено отчисление в бюджет значительной части прибыли. Только в этом году общая сумма налогов и сборов «Укртранснафти» выросла (сравнительно с предыдущими годами) на 120 миллионов гривен.

Топ-менеджмент «Укрнафти» видит выход из ситуации в создании специального бюджетного фонда, который будет формироваться за счет отчислений от транспортировки нефти обществом и будет использоваться в соответствии с утвержденным бюджетным планом финансирования, подготовленным «Укртранснафтой» по согласованию с соответствующими органами центральной власти.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День». Фото Григория СЛАБЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ