Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каких экономических реформ следует ожидать от нового президента

Эксперты — о реалистичности предвыборных программ кандидатов
19 января, 1996 - 19:35
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Сенсационное для многих третье место в первом туре президентских выборов Сергея Тигипко, который в своей агитации делал акцент на «сильную экономику благодаря сильному президенту», по мнению многих экспертов, свидетельствует о повышенном спросе украинцев на кардинальные изменения в экономике. Тем более что эти изменения обещал относительно новый человек в отечественной политике.

Впрочем, дальше прогнозированно идут «старые кадры». Они также обещают стране сильную экономику с реформами и инновациями, но, как отмечает заведующий отделом мониторинговых исследований социально-экономических трансформаций Института экономики и прогнозирования НАН Украины Ольга Балакирева, в их случае речь идет, по большей части, лишь о декларации популярных в обществе вещей. «Кандидатам в президенты сегодня не хватает осознания ключевых вещей. Это обновление технологий, инновационность, смена приоритетов в бюджетной политике, — говорит Балакирева «Дню». — Интересно, что многие новые молодые кандидаты, которые не прошли во второй тур, это подчеркивали. А вот ни у Януковича, ни у Тимошенко я этого не вижу... Просто отметить слово — это одно, но предоставить конкретные, аргументированные предложения относительно новых технологий, инвестиций, вообще изменений технологической базы, обновления предприятий, построения экономики знаний: этого они, как мне кажется, сегодня даже до конца не осознают».

Напомним, что Юлия Тимошенко в своей предвыборной программе обещает реализацию уже несколько подзабытого «Украинского прорыва», который, согласно программе, должен обеспечить стране развитие наукоемких отраслей — нанотехнологий, микроэлектроники, ракетно-космической, авиастроительной, судостроительной, машиностроительной и информационных технологий. Декларируется также поддержка малого и среднего бизнеса путем уменьшения кредитных ставок «до европейского уровня» и кредитования бизнеса на долгосрочной основе — от 5 до 10 лет. Обещано также уменьшение налогового давления, отмены отдельных налогов, в том числе и рыночного сбора...

А Виктор Янукович отмечает, что Украина должна за 10 лет войти в 20 самых экономически развитых стран мира (G20). Стержневым вопросом динамических преобразований, как отмечается в его предвыборной программе, станет применение уже апробированной действенной инвестиционно-инновационной модели развития. При этом Янукович, начиная с 2010 года, гарантирует ежегодный рост ВВП, увеличение части инновационно активных предприятий и прямых иностранных инвестиций в Украину до 50 миллиардов долларов в 2014 году.

Но здесь стоит отметить, что при действующем в настоящее время в Украине парламентско-президентском укладе полномочия президента не предусматривают такой опеки над экономикой, как это «рисуют» нынешние кандидаты. Поэтому без завершения политической реформы премьер-министр и президент будут оставаться в противостоянии, мешать друг другу, прогнозирует Балакирева. «То есть нужно изменять баланс власти, завершать политическую реформу, и тогда решать: кто у нас будет главным в экономике. Если это будет зависеть от премьер-министра, то тогда президент не будет иметь механизмов блокирования его деятельности, если же наоборот — нужно урезать полномочия премьер-министра... Но мне кажется, что это будет шаг назад для Украины, потому что мы это уже проходили», — добавляет она.

Что из обещанного будущему президенту Украины все же удастся выполнить, а чего, возможно, даже и ожидать не стоит, «День» спросил у экспертов.

КОММЕНТАРИИ

Алексей МОЛДОВАН, старший консультант отдела экономической и социальной стратегии Национального института стратегических исследований, экономист Центра антикризисных исследований:

— Обещания были довольно щедрыми, как у одного кандидата, так и у другого. Но я убежден в том, что ни Тимошенко, ни Янукович в 2010 году не выполнят ни одного из задекларированных обещаний.

Например, прежде чем предоставлять и повышать социальные гарантии, нужно привести в порядок бюджетную систему. А в этом поле у нас сегодня столько проблем... Нам нужно разобраться с долгами, возвратить авансированные налоги, решить проблему с возвратом НДС, профинансировать капитальные расходы. Ключевой проблемой будет обслуживание государственного долга. По моим подсчетам, в некоторые месяцы затраты на него будут составлять около 60% от запланированных доходов в госбюджет.

Александр СОЛОНТАЙ, эксперт Института политического образования:

— Влияние президента на экономическую политику государства значительно меньше, чем задекларировано в предвыборных программах. Однако все же есть. И в первую очередь, оно реализуется через возможность наложения вето на законы, касающиеся реформации экономики.

Тимошенко и Янукович формировали свои предвыборные программы, понимая, что они являются лидерами двух ключевых политических сил в государстве, которые имеют две огромные фракции в парламенте, и могут воплощать в жизнь предвыборные обещания с точки зрения парламента. К тому же и Янукович, и Тимошенко считают, что в случае победы будут иметь влияние и на правительство.

Владимир ФЕСЕНКО, директор Центра политических исследований «Пента»:

— Если Тимошенко станет президентом, то очень большая вероятность того, что она де-факто будет одновременно и главой правительства. Если ей удастся провести на должность премьера человека, зависимого от себя, то она сможет реализовывать свои экономические реформы. А вот что касается Януковича, то я боюсь, что его избирателей ждет большое разочарование. Он обещает повышение социальных расходов, под которые, во-первых, нет экономических ресурсов. А эмиссионный путь развития проблемы может привести к значительным инфляционным потрясениям. В случае победы Янукович как минимум полгода будет «голым» президентом, не имея парламентского большинства, а главное — не имея влияния на правительство, он не будет иметь и влияния на реализацию экономической политики государства, и, соответственно, на реализацию своих обещаний.

Алексей САВИЦКИЙ, Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ