В первом чтении принят законопроект о Бюро финбезопасности №3087-д. О том, что инициатива важная и давно актуальная для Украины, говорят и эксперты, и политики, и бизнес. Но вот к ее реализации у предпринимателей замечания и предложения.
Так, по мнению Европейской бизнес-ассоциации, предложенная концепция Бюро лишь меняет название старого органа на новый ( «налоговая милиция» на «Бюро экономической безопасности Украины»). Кроме того, репутационный риск усиливается возможностью трудоустройства существующих сотрудников налоговой милиции в новосозданном органе (например, путем перевода на должности государственных служащих на основании Закона Украины «О государственной службе»). В то же время, завышенная численность работников и не совсем понятная процедура подбора кадров все еще создает дополнительные риски для увеличения давления на бизнес.
В ЕБА также отмечают, что предполагается и предоставление широких полномочий по использованию специальных средств, в том числе огнестрельного оружия, работниками Бюро, которые имеют специальные звания. «Это может быть использовано с целью давления на бизнес и продолжения печально известной традиций с «маски-шоу»», — опасаются в Ассоциации.
Эксперты Европейской бизнес— ассоциации неоднократно отмечали необходимость запрета использования огнестрельного оружия. Вместе с тем, для обеспечения физической защиты работников при исполнении ими служебных обязанностей можно, как идея, привлекать спецподразделения других правоохранительных органов, например, КОРД.
Кроме того, документ содержит рудиментарную норму относительно государственных наград в виде огнестрельного оружия и, по мнению бизнеса, такая государственная награда не имеет права на существование в современном обществе.
Поэтому, учитывая вышесказанное, создание бюро в предложенном формате может усилить недоверие бизнеса и инвесторов к правоохранительным органам.
«Ассоциация неоднократно подавала свои предложения по разработке законопроекта, который смог бы консолидировать лучшие положения проекта Закона №3087-д и предыдущих проектов законов, в то же время, к сожалению, далеко не все они были включены в документ», — отмечают в ассоциации.
Поэтому бизнес призывает депутатов полностью пересмотреть концепцию создания нового государственного органа по борьбе с экономической преступностью, отозвать данный проект закона и подготовить новый законопроект, который будет основываться на принципах:
• Объединение расследования всех экономических преступлений против финансовых интересов государства в едином органе, подотчетном КМУ;
• Политическая и операционная независимость органа;
• Прозрачная и четкая процедуры отбора и назначения руководителей и сотрудников нового органа;
• Контроль за деятельностью органа со стороны общественности и соответствующих надзорных органов;
• Повышение ответственности работников органа за неправомерные и незаконные действия;
• Повышение аналитической составляющей при расследовании экономических преступлений;
• Демилитаризация нового органа.
КОММЕНТАРИЙ
Анатолий Долинный, Член Наблюдательного совета Украинского совета бизнеса, Президент Украинской Федерации индустрии безопасности:
— Обнадеживающая для всех новость о создании единого органа расследования экономических преступлений — Бюро экономической безопасности — для меня лично имеет два измерения — общий и личный.
В общем смысле функционирование дискредитированной налоговой милиции после Майдана оставалось для нас, предпринимателей, очень болезненным вопросом. Многие бизнесмены пережили какую-то драму в отношениях с этим органом.
Все эти 6 лет существования этого подразделения полиции оставалось признаком того, что ничего не изменилось. Так не может и не должно быть. Поэтому шаг в сторону ликвидации налоговой милиции и реформирование этой функции государства — однозначно позитивное событие дня. Надеюсь, что эта реформа вскоре будет реализована.
Существует и персональная составляющая. Я, как и большинство предпринимателей, пережил и сам, и наблюдал детально не одну позорную историю, когда приходили налоговики, изымали документы или и компьютерную технику с последующими попытками получить «откуп». А когда иногда успевали прийти журналисты с видеокамерами на такие мероприятия, то «гости» быстро исчезали — уже их ничего не интересовало.
Мне лично известны несколько случаев, когда успешные предприниматели закрыли бизнес и выехали из Украины именно из-за именно из-за подобного давления налоговых органов. Реально ущерб налоговой милицией был нанесен такой, что его можно приравнять к коррупции в сфере оборонных закупок в условиях войны. То, что в Украине до сих пор не решили эту проблему, — серьезный минус всем послемайданным политикам и чиновникам.
Надеемся, что в ближайшее время эта проблема будет решена. Конкретный шаг — голосование в Раде в первом чтении — это хороший сигнал. Верю, что в этот раз мы вместе не дадим законодателям «зависнуть», закон будет принят в целом, Президент его подпишет, и начнется конкретная реализация этой такой долгожданной реформы.