Итак, несмотря на то, что правительство, по всей видимости, намеревается формировать бюджет-2000 на основе старой налоговой системы, в Верховной Раде множатся проекты налоговых кодексов. На сегодня, кроме проекта, представленного Кабмином, официально зарегистрированы шесть проектов кодексов, внесенные народными депутатами.
Естественно, Кабинет Министров против альтернативных проектов, хотя и считает, что в них имеется много позитива. По его мнению, изложенному в случайно попавшей в редакцию «информации» объединить альтернативные кабминовскому проекты невозможно, «поскольку они имеют различные подходы» к реформированию налоговой системы Украины.
Рассмотрим важнейшие положения двух депутатских проектов, по мнению экспертов «Дня», имеющих наибольшие шансы на принятие Верховной Радой.
Главная идея проекта Налогового кодекса, предложенного народными депутатами Юлией Тимошенко и Александром Турчиновым, состоит в замене существующего налога на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий единым налогом на реализацию. Но Кабмин не хочет рисковать, поскольку считает, что предлагаемый налог не имеет ни теоретической, ни практической основы.
Этот проект не находит поддержки и у ученых. Так, в прогнозе последствий введения этого налога, подготовленном Институтом экономического прогнозирования (директор — академик Валерий Геец), указывается, что налог на реализацию поощряет вертикальную концентрацию производства и не стимулирует создание конкурентной среды, создает преграды для разделения труда, поскольку способствует возникновению преимуществ для крупных предприятий в сравнении с мелкими. При его внедрении доходы будут перераспределены в пользу предприятий высокорентабельных отраслей, тогда как, по мнению ученых, перерабатывающие предприятия обречены на банкротство.
Проект Богдана Губского, в отличие от кабминовского, предусматривающего многочисленные налоговые льготы (что, очевидно, определено действующей сегодня практикой), ориентируется как на сокращение нынешнего количества налогов и сборов (до 15, причем 7 — местные), так и на уменьшение налоговых ставок (на прибыль — 20%, на доходы физических лиц — 10% и 20%, НДС — 15%). При этом предлагается ликвидировать почти все существующие льготы, внедрить исключительно судебный порядок взимания налоговой задолженности, запретить бесспорное списание средств со счетов налогоплательщиков.
Рассматриваемый проект переносит тяжесть налогообложения на физических лиц, имеющих высокие доходы. Для этого уровень доходов, не подлежащих налогообложению, подтягивается к границе малообеспеченности (на 1999 г. — 90 грн. 70 коп.). При зарплате в 600 необлагаемых минимумов налог будет составлять 10%, выше — будет взиматься по ставке 20%.
Авторы альтернативного проекта подчеркивают, что, в противовес кабминовскому подходу, они намерены заложить нормы амортизации по линейному методу, позволяющему в короткие сроки обновить основные производственное фонды. С целью стимулирования малого бизнеса в их проекте вводится необлагаемый минимум объемов налогооблагаемых операций на уровне 50 тысяч грн., что должно сократить расходы на взыскание НДС и главное — стимулировать малый бизнес.
Как отмечают ученые, в проекте Кабмина и ГНАУ допускаются те же недостатки, что и в ныне действующих законах. Так, в исследовании того же Института экономического прогнозирования указывается, что сохраняющееся неравномерное распределение налогов между предприятиями и секторами экономики имеет тяжелые последствия для экономического роста и бюджета страны. Например, в легкой промышленности уровень налогообложения доходов в 2 раза превышает официальную 30% ставку налога на прибыль. Ученые также прогнозируют, что стремление Кабмина законсервировать действующую систему налогообложения сохранит затраты на оплату труда в качестве главной слагаемой налоговой нагрузки на предприятия различных отраслей. Эта сегодняшняя особенность препятствует созданию новых рабочих мест и, с другой стороны, по мнению ученых, является предпосылкой для расширения теневой экономики.
Между тем сам Кабмин, исходя из его «информации», считает, что изменения в налогообложении обязательно будут сопровождаться потерями бюджетов всех уровней, а также дополнительными расходами на администрирование (взыскание налогов), в связи с чем альтернативные концепции Налоговых кодексов, по его мнению, не могут быть положены в основу перестройки налоговой системы Украины. В старом анекдоте это называлось «иди сюда — стой там».