В Украине вот-вот начнется очередной отопительный сезон... Хотя, как это обычно бывает в разных городах нашей страны, у кого-то в квартире потеплеет, а у кого-то и не очень. Порой не то что батареи холодные, даже воды горячей нету! Но представители коммунальных служб всегда найдут этому оправдание — вплоть до вмешательства потусторонних или инопланетных сил. Ведь не могли же, в самом деле, коммунальщики халатно подойти к подготовке к отопительному сезону...
В таких условиях все актуальнее становится реклама различных обогревателей, которая в преддверии отопительного сезона «дразнит» граждан тепленькими картинками. А в ожидании «европейских» цен на импортируемый газ все больше украинцев задумывается об альтернативе «голубому топливу».
Сегодня некоторые эксперты в качестве такой альтернативы предлагают электрообогрев. В частности, объем его рынка в нашей стране растет на 40 — 50% в год. Среди главных причин повышения спроса на системы электрообогрева, по мнению специалистов, — неуклонный рост цен на природный газ на фоне относительно стабильных цен на собственный уголь и ядерное топливо (уран), а значит, и на электроенергию.
«В Украине газифицировано 488 городов, 960 поселков городского типа и 25,7 тысячи сел. Кроме того, осуществляется газоснабжение 112,3 тысячи промышленных и коммунально-бытовых потребителей, а также около 15 миллионов квартир и частных домов, — рассказывает «Дню» директор Научно-производственного центра «Вертикаль» Сергей Прокофьев. — Для того, чтобы «прокормить» всех этих потребителей, Украина импортирует 50 — 55 млрд. м3 газа в год, из которых 29,6 млрд. м3 потребляется в коммунально-бытовом секторе, в основном для отопления. Только предприятия жилищно-коммунального хозяйства используют 11 — 14 млрд. м3 газа в год. А ведь централизованное теплоснабжение становится убыточным при цене газа 350 долларов за тысячу м3. И мы уже вплотную приблизились к этой отметке... Что такое традиционное отопление — громоздкий и ужасно затратный комплекс, выработка тепла в котором сопровождается огромными потерями, к тому же еще и загрязняющий атмосферу выбросами СО2. Он несовершенен — и, как показала история с Алчевском, не всегда надежен. Авария теплосети одной котельной оставила без тепла 60 тысяч человек, ее ликвидация стоила около 90 миллионов гривен».
Кроме того, по словам Прокофьева, не надо забывать и о колоссальных потерях тепла через неудовлетворительное состояние системы теплоснабжения. Протяжность магистральных и распределительных тепловых сетей в Украине (за исключением теплосетей промышленных предприятий) составляет 24,3 тысячи километров. Состояние большинства теплосетей — неудовлетворительно. Более чем 28% теплосетей эксплуатируются свыше 25 лет, 43% — свыше 10 лет и только 29% теплосетей имеют срок эксплуатации меньше 10 лет. Потери тепла в таких трубопроводах достигают 30% и больше.
Проблему потерь теплоносителя в процессе транспортировки можно было бы решить с помощью мини-котелен, которые устанавливаются прямо в доме, но при существующей цене на газ это не решает вопрос энергоеффективности.
«При этом экспорт украинской электроэнергии в текущем году составит 7,406 млрд. кВт/ч. Создается впечатление, что мы не можем (или не хотим) вырваться из порочной газовой зависимости», — говорит Прокофьев.
По его словам, всем понятно, что существующая система теплоснабжения, разработанная и построенная во времена дешевого газа, чрезмерно затратна и неэффективна. «Ее реальная альтернатива — системы электроотопления. Но они внедряются непозволительно медленно. Пришло время на правительственном уровне принимать решение о государственной программе перевода систем отопления на энергосберегающие технологии, в том числе на электрические системы отопления», — считает директор Научно-производственного центра.
«Отопление с помощью электроэнергии сделать дешевле, чем газовое отопление, невозможно! — в свою очередь, заявляет «Дню» ведущий экономист отдела инвестиционного консалтинга инвестиционной компании UPRAS-Capital Алексей Билязе. — Если говорить о мини-бойлерных, то да, это возможно. Но мини-бойлерные — это громадные сумы. К тому же, для того, чтоб говорить об отказе от газового отопления и переходе к электроотоплению, надо решить пару проблем. Дело в том, что у нас сейчас в стране единственный способ увеличить производство электроэнергии — это запустить газо-мазутные блоки. То есть, мы сжигаем газ, получаем из него электричество — получаем тепло. Опять же, участвует газ... Угольная же отрасль у нас в стране уже в таком состоянии, что она даже не может дать то количество угля, которое нужно теплоэнергетике».
По словам эксперта, если мы откажемся от использования газа в котельных и решим заменить его электричеством — то это электричество, понятно, нужно из чего-то производить... «А электростанции у нас работают на пределе своих возможностей. То есть следующие 15 лет переход на теплоэлектроэнергию невозможен», — делает вывод Билязе. Но потом добавляет: «Шанс, конечно, есть, но это зависит от наличия средств и желания что-то менять. Для этого, конечно же, надо развивать угольную отрасль, а это приблизительно 15 миллиардов долларов. Также нужно перестроить тепловую энергетику, перестроить электростанции, провести ремонты, а это где-то миллиардов 20 долларов. И тогда лет через 10, имея нужное количество электроэнергии, мы сможем отказаться от газового отопления». Но сегодня, по мнению экономиста, о таких реформах серьезно говорить пока не приходится. «Да и до 300 долларов цены на газ мы выдержим...» — считает Билязе.
Схожего мнения и экс-министр топлива и энергетики Украины, а ныне президент консалтинговой компании «ЕнКоГ» Алексей Шеберстов: «Нужно сказать, что лозунг о массовом внедрении электрообогрева бытовых потребителей вместо использования газа у нас в Украине, как всегда, провозглашается без необходимого анализа возможностей и целесообразности его реализации. Конечно, для населения более комфортно использование электроэнергии, чем газа. И при эффективном использовании современных технологий аккумуляции тепла дополнительное ночное потребление электроэнергии положительно влияет на стабильность работы энергосистемы страны... Однако, если ориентироваться на действующие в настоящее время и на ближайшие 15 — 20 лет источники генерации электроэнергии (тепловая и ядерная энергетика), то здесь возникает ряд весьма сложных проблем, одна из которых — большая изношенность систем электропередачи, как магистральных, так и, в особенности, распределительных сетей. Последние находятся в таком состоянии, что не могут обеспечить надежность электропотребления уже теперь. Любое, даже не критическое отклонение погодных условий приводит к массовому обесточиванию населенных пунктов. Только на восстановление распределительных сетей Энергетической стратегией до 2030 года предусмотрены средства до 40 миллиардов гривен. А необходимость увеличения их пропускной способности требует еще больше времени и затрат».
По словам Шеберстова, производство электроэнергии на ТЭС и АЭС с использованием органического и ядерного топлива имеет коэффициент полезного действия 30 — 35%. То есть, с точки зрения эффективности использование энергоносителей для целей теплообеспечения почти втрое дороже газового (КПД газовых котельных составляет не меньше 90%). Кроме того, такой способ увеличения потребления электроэнергии приводит к дополнительным выбросам в атмосферу загрязняющих веществ и парниковых газов.
Но ведь, как рассказывает эксперт, в развитых странах уже сегодня и на перспективу для целей отопления ориентируются на использование электроэнергии! Хотя, в основном, за счет нетрадиционных источников, в первую очередь — ветровой и солнечной энергии. «Конечно, для этого нужны тоже значительные затраты времени и средств, но такие затраты, как показывает мировой опыт, более целесообразны с точки зрения экономики и, в особенности, современных экологических требований. Наиболее перспективной, по опыту, например, Германии, является программа «соляризации» (преобразование энергии солнца в электрическую). Евросоюз, изучив передовой опыт Германии, разработал проект для всех стран ЕС. Этот проект успешно воплощается в жизнь уже и в США. Общеизвестны также успехи многих стран по освоению энергии ветра с коэффициентом использования установленной мощности ветровых агрегатов 25 — 30% и больше, тогда как в Украине этот показатель не достигает и 5 — 6%... Вот над чем следует работать настойчиво и ответственно, в первую очередь, руководству правительства и соответствующих ведомств, а не заниматься очередным пиаром по «экономии газа», — считает Шеберстов.