Тема социальной ответственности бизнеса приобретает новые нюансы. В частности, компания «Киевстар» сделала свой вклад в это дело, реализовав программу «Общение ради будущего». В ней шла речь о стратегии развития общества, а также о том, каким быть украинскому бизнесу. Обсуждение происходило в формате «мозгового штурма» (во всяком случае, именно на такой подход организаторы ориентировали тренинги-семинары в рамках программы). Успешным бизнесменам и просто известным людям предложили несколько вопросов. В чем заключается роль бизнеса в формировании лучшего будущего? Что стимулирует бизнес выполнять эту роль? А, главное, «штурмовики» должны были предложить три конкретных шага для формирования желаемого будущего.
Самым лучшим продуктом «коллективного» мнения была признана одна из составляющих социальной ответственности бизнеса: усиление работы с персоналом, особенно с молодежью, воспитание у нее высоких профессиональных и моральных качеств, обеспечение ее социальных потребностей. Участники штурма пытались нарисовать определенный идеальный портрет бизнеса будущего и той общественной среды, которая должна способствовать его созреванию. Речь шла о благотворительности, заботе о людях и природе, об обеспечении высокого качества товаров и услуг, о доступных ценах на них...
Телеведущий Юрий Макаров, кроме того, сделал акцент на необходимости пропагандировать, прививать украинским гражданам позитивное отношение к бизнесу. Но, он также отмечал, что не слишком доброжелательное отношение наших простых людей к бизнесу является именно его проблемой. По мнению Макарова, она заключается в так называемом фетишизме отечественных предпринимателей, которые иногда тратят на дорогие эксклюзивные автомобили, одежду и тому подобное чуть ли не последние деньги, и все — ради статуса и славы, а вернее тщеславия... «Я знаю людей за границей, которые значительно богаче, но они ездят на «Пежо» и абсолютно не переживают из-за этого...», — говорит Макаров. По его мнению, у Украины большой потенциал, но государство должно создавать соответствующие условия для бизнеса, а бизнес, в свою очередь, делать долгосрочные инвестиции в развитие Украины.
Специалист по связям с общественностью представительства ООН в Украине Александра Афанасьева и руководитель отдела рекламы и PR компании «Брокард Украина» Виктория Волкова, которые сидели за одним столом с «Днем», в большей степени были обеспокоены именно качественно новой социальной ответственностью бизнеса. Во время обсуждения они горячо настаивали на необходимости придерживаться самых высоких стандартов качества работы, улучшать социальные пакеты для работников. Все это, по их мнению, бизнес обязан делать. Но при этом они также настаивали на необходимости создания в стране четкой нормативно-правовой базы, направленной, в частности, на защиту прав человека и окружающей среды. Но речь шла не о том, чтобы предприниматели фактически перебрали на себя часть обязанностей государства. По мнению молодых менеджеров, бизнес должен занимать более активную гражданскую позицию и требовать более эффективного использования публичных финансов путем разработки необходимого обществу законодательства. Ведь вклад предпринимателей в формирование бюджетов и фондов всех уровней в нашем государстве сложно переоценить.
Параллельно с программой при участии Киевского международного института социологии проводился также социологический опрос «Каким вы видите свое будущее?». Его целью было определить характерные мировоззренческие особенности, присущие нашему обществу, а также очертить тенденции и направления его движения вперед. Итоги этого исследования будут подведены 20 августа на одном из украинских телеканалов, где социологами будет представлена так называемая карта будущего украинцев.
Тем временем, в кулуарах «штурма» говорили не о будущности, а о сегодняшнем дне. Вспоминали и о «Киевстаре», и о реальном уровне социальной ответственности его главных акционеров, которые сами себя загнали в глухой угол, поставив таким образом под угрозу деятельность компании.