Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каждая вторая шина в Украине — нелегальная

Отечественные производители требуют начать борьбу с беспрецедентным объемом «черного» импорта
20 июля, 2009 - 21:01
«КОЛЕСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ» / ФОТО ВИКТОРА КОШМАЛА

Свыше 50% автомобильных шин ввозится в Украину нелегально. Это почти треть международных брендов и не менее 30% шин производства стран СНГ, выяснили эксперты агентства «PRP-Украина» совместно с московским маркетинговым агентством Demind, проведя исследование украинского рынка легковых шин в апреле этого года.

Согласно результатам исследования, объем потерь государственного бюджета из-за «серого» и «черного» импорта шин может достигать миллиарда гривен! При этом нелегальная продукция, как правило, низкого качества. Это со временем может превратить Украину в большую свалку использованных шин, сетуют отечественные производители...

«Проблема «серого» и «черного» рынка имеет давнюю историю. По статистическим данным Евростата, за 2006—2007 годы из стран Евросоюза в Украину было ввезено 3,156 миллиона шин на сумму 150 миллионов долларов, — рассказывает генеральный директор ОАО «Днепрошина» Роман Науменко. — При этом, по данным Госкомстата Украины, импорт в Украину из этих стран составлял всего 156 тысяч шин, то есть фактически три миллиона шин было ввезено без таможенного контроля».

Как отмечает Науменко, сегодня многие зарубежные производители шин расценивают украинский рынок как «стоковый», что не позволяет украинским производителям выдерживать условия конкуренции. По его словам, проблему нужно поднимать на уровень государственных чиновников.

В последние годы украинский рынок шин интенсивно рос, причем не только в количественном, но и в денежном измерении. 2008 год отмечен наиболее высокой динамикой рынка в целом — порядка 40% прироста за год.

Вместе с этим и структура рынка шин менялась, и небезосновательно, в пользу более дорогой импортной продукции, в том числе всемирно известных мировых брендов. Прирост сегмента импортных шин в 2008 году составил 56%. И доля украинской продукции неуклонно сокращалась в течение последних трех лет. Украинские производители утрачивали рыночные позиции и были вынуждены сокращать производство и ориентироваться на экспортный рынок (доля экспорта украинских шин в 2008 году составила около 50%).

Так что позиции отечественной «резины» сильны только в бюджетном сегменте: в 2008 году украинские шины не являлись равноправными конкурентами маркам среднего ценового сегмента. При этом эксперты рынка полагают, что сохранение позиций и развитие украинской шинной промышленности невозможно без продукции среднего или премиального ценового сегмента, которая обеспечивает производителю ресурс для развития технологий.

Основными конкурентами украинским шинам бюджетного сегмента являются марки стран СНГ, а также восточноевропейские и азиатские марки среднего ценового сегмента. Именно последние, согласно исследованию, лидируют в объемах нелегального ввоза.

Среди наиболее распространенных (и очевидных) схем нелегального ввоза товара указывают две: «серый» импорт (минимизация налогообложения, ввоз шин по заниженной стоимости) и «черный» (контрабанда, ввоз товара без таможенной регистрации).

«Серый» и «черный» импорт формирует неравные условия конкуренции для участников рынка, играющих по правилам, жалуются представители легального бизнеса. Это выражается, в том числе, в присутствии на рынке большого количества контрафактной продукции под видом известных мировых марок, реализуемой вне торговых сетей и официальных дистрибуторов по демпинговым ценам.

Плюс ко всему, такой большой процент теневого бизнеса на рынке затрудняет возможность оценить его реальный объем, выявить структуру, фактические доли украинской и импортной продукции. Хотя, опираясь на данные ГАИ, анкетного опроса потребителей и таможенной базы импорта шин, а также на количество зарегистрированных автомобилей в стране и учитывая средний объем покупки шин автовладельцами в 2008 году, авторы исследования делают вывод, что реальный объем рынка (объем продаж шин в 2008 году) составил ориентировочно 9,7 миллиона штук. При этом «официальный» объем рынка — 6,750 миллиона штук.

Таким образом, черный импорт составляет 3,028 миллиона штук (31%). Доля серого импорта — 19% (1,864 миллиона штук, ввезенных по заниженной стоимости, указанной в таможенных декларациях, по данным на 2008 год). Доля «белого» импорта составляет 30% (2,997 миллиона штук). Доля же продукции украинских производителей на внутреннем рынке — лишь 19% (1,887 миллиона штук).

По мнению украинских производителей шин, контролирующие органы должны предпринимать активные действия для улучшения ситуации на рынке, ведь цивилизованный рынок шин прежде всего был бы выгоден для государства с точки зрения увеличения поступлений в бюджет. Потребитель же получил бы четкую систему обеспечения безопасности и гарантий от импортеров, а украинские производители — честную конкурентную борьбу.

«От внимания государства к проблемам тех или иных рынков сегодня зависит многое. Опыт ведения государственного регулирования показывает, что и сегодня есть эффективные методы влияния на рынок. Существует реальная законодательная база, сертификация продукции, но на практике сегодня серьезные проверки наличия сертификатов не проводятся. Если рассматривать опыт ближайших соседей — России, проблема «черного» импорта там решена именно благодаря четкому контролю сертификации продукции: реализатор на конечной точке продажи должен предъявить сертификат на шину, иначе продукция будет просто конфискована», — рассказывает генеральный директор ООО «Технооптторг» Дмитрий Дзюра.

Призывая государство к помощи, участники исследования для решения проблемы «черного» и «серого» импорта шин предлагают следующие методы.

1. Сотрудничество на межгосударственном уровне. Прежде всего — обмен таможенными документами с целью недопущения занижения стоимости товара при декларировании.

2. Введение обязательной сертификации шин, а также проверка наличия сертификатов происхождения и качества (оригинальности) в точках продаж соответствующими госорганами.

3. Объединение производителей и торговцев шинами в Ассоциацию участников рынка шин, с целью взаимодействия с государственными органами и совместной эффективной защиты рынка от недобросовестной конкуренции.

4. Выработка и реализация общей отраслевой информационной политики. Акцент образовательной программы — поведение потребителя при покупке шинной продукции, а именно обязательный запрос потребителем сертификата происхождения и качества продукции в точках продаж.

Пока же представители отечественной шины вынуждены констатировать сложную ситуацию, в которой оказались «благодаря» нелегальному импорту... «Сложившаяся ситуация не дает предприятию качественно развиваться, инвестировать в производство необходимые ресурсы. Сегодня отечественные производители вынуждены, прежде всего, бороться с демпинговым импортом, что отражается на экономических показателях бизнеса. Цифры исследования действительно шокируют», — признается коммерческий директор ЗАО «Росава» Константин Федоров. По его словам, Украина в последнее время стала всепоглощающим рынком некачественной продукции, а государство недополучает платежи в бюджет на огромные суммы.

Алексей САВИЦКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ