ПРОБУКСОВКА
Нынешний этап приватизации энергетических предприятий характерен несколькими ключевыми — как положительными, так и отрицательными — моментами. Начнем с того, что Фонд госимущества Украины на самом старте приватизационного процесса удивил полной открытостью — публично были подписаны планы приватизации, проводились консультации с многочисленными инвесторами, были проведены публичные мероприятия в Брюсселе и телемост «Киев — Франкфурт — Нью-Йорк», а ход конкурса по «Западэнерго» транслировался в режиме он-лайн через сайт ФГИУ.
Но при этом ФГИУ изначально завысил на 30—40% по сравнению с рыночной стоимость акций первых двух продаваемых объектов — 45% акций «Западэнерго» и 25% акций «Киевэнерго». Но, быстро стартовав, оба конкурса начали явно буксовать во времени. Поскольку участником приватизации акций «Западэнерго» стала только одна компания ДТЭК, то была задействована так называемая «процедура конкурса с одним участником», которая предполагает дальнейшую переоценку акций предприятия, чтобы еще больше средств государство могло получить в бюджет. А в деле приватизации «Киевэнерго» даже наличие двух потенциальных игроков не позволило соблюсти запланированные сроки приватизации, и конкурс был перенесен на 9 декабря.
Причиной переноса конкурса, согласно официальному сообщению на сайте ФГИУ http:// www.spfu.gov.ua/ukr/news_big.php?id=9727 , стало то, что один из претендентов — ПАО «Полтаваоблэнерго» — подготовил не все документы, необходимые для участия в конкурсе. А именно: компания не раскрыла имен своих конечных владельцев, которые опосредованно контролируют ее деятельность через номинальные кипрские фирмы. Традиционно «Полтаваоблэнерго» связывают с именами двух бизнесменов — Игоря Коломойского и Константина Григоришина, которые в 2005 году боролись за контроль над предприятием. Однако кому они с тех пор могли продать свой контроль над предприятием, достоверно не знает даже Антимонопольный комитет Украины, о чем он заявил 22 ноября. http://korrespondent.net /business/companies/ 1285846-amku-ostavil-bez-rassmotreniya-zayavku-edinstvennogo-konkurenta-holdinga-ahmetova-v-borbe-za-kievener
Без раскрытия нынешних настоящих владельцев есть риск, что «Полтаваоблэнерго» окажется несоответствующим критериям к участнику конкурса. А что еще хуже, может оказаться, что настоящие владельцы «Полтаваоблэнерго» включены в «черный список» FATF (Financial Action Task Force) — международной организации, которая занимается борьбой с отмыванием грязных средств и противодействует финансированию терроризма.
ПРЕЦЕДЕНТ ДЛЯ ПРЕТЕНДЕНТА
Конкурс по продаже акций «Киевэнерго» должен быть полностью прозрачным и проходить с соблюдением всех необходимых процедур. Так прокомментировал перенос даты конкурса первый вице-премьер-министр — министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев http://www.ukrinform.ua /rus/order/?id=1107575.
«Правительство заинтересовано, чтобы продажа состоялась прозрачно, на конкурсных принципах и по реальной цене, а инвестор и в дальнейшем вкладывал ресурсы в развитие и модернизацию сетей; предприятие эффективно развивалось, платило налоги и предоставляло качественные услуги потребителям», — заявил первый вице-премьер-министр Украины.
По мнению экс-главы ФГИУ Валентины Семенюк-Самсоненко, http://www.rbc.ua/rus/newsline/show/fgi-sdelal-shag-navstrechu-investora..., приватизационное ведомство сделало шаг навстречу инвесторам, перенеся конкурс по продаже 25% акций «Киевэнерго» с 25 ноября на 9 декабря. «Согласно процедуре проведения конкурса по продаже госпакета акций компании, конкурсная комиссия Фонда имеет полное право принимать решение о переносе конкурса. Основанием для такого переноса может стать как подозрение в подлинности поданных участниками конкурса документов, так и неполном их пакете», — отметила она.
По словам Семенюк-Самсоненко, отсрочка проведения конкурса зачастую позволяет инвесторам донести в ФГИ документы, которые по тем или иным причинам не были поданы изначально.
Перенос приватизационного конкурса по «Киевэнерго» — уникальный случай. Такое мнение высказал народный депутат от НУ-НС, еще один экс-председатель ФГИУ Александр Бондарь, http:// kiyany. obozrevatel. com/ money/ perenos-privatizatsionnogo-konkursa-po-kievenergo-unikalnyij-sluchaj-bondar.htm. «В моей практике переносов конкурса по инициативе Фонда не было. Если кто-то что-то не донес, то это проблема покупателя», — сказал он. «Я думаю, что здесь какая-то другая игра. Я представляю себе положение Александра Рябченко, которому надо отказать Константину Григоришину. Это задача — сложнее не бывает, поэтому взята пауза.
Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, http:// www.ugmk.info/news/mezhdu-vozmozhnymi-sobstvennikami-poltavaobljenergo-i..., также допускает наличие неформальной связи между бизнесменом Константином Григоришиным с председателем Фонда госимущества Украины Александром Рябченко. «То, что тут есть скрытая конкуренция и лоббистские влияния — это безусловно, — отметил он. — Возможно, уже действительно могут влиять и сейчас». Примечательно, что Александр Рябченко возглавил ФГИУ именно по квоте Коммунистической партии Украины.
ДЕНЬ КОРРУПЦИИ
Символичным является то, что конкурс по продаже 25% акций «Киевэнерго» перенесли именно на 9 декабря. Ведь это Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption), который отмечается по инициативе ООН с 2003 года. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Конвенция особенно важна для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию.
Данный документ является важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства».
Требование по раскрытию бенефициаров как раз и есть одним из инструментов столь актуальной в последнее время для мирового сообщества борьбы с коррупцией. И Украина не должна стать тихой гаванью для теневых капиталов, которые могут стекаться из разных стран.
27 октября 2011 года Украина сделала очень важный шаг в направлении борьбы с отмыванием грязных денег. На уровне законодательства в формате четырех законов были имплементированы требования FATF. За это Украина была исключена из так называемого «серого списка» данной организации. Этот позитивный шаг навстречу нашей стране стал результатом полуторалетнего мониторинга со стороны FATF за Украиной. http:// podrobnosti.ua /podrobnosti/2011/11 /01/ 800984. html.
Вот только оказанное со стороны международной организации доверие рискует быть утраченным в одночасье. Потому что одно дело — принять законы, а другое — соблюдать их на практике.
Действительно, практика может сложиться такая, что в деле «Киевэнерго» будет обкатана новая схема легализации средств, нажитых нелегким преступным путем. Если будет создан прецедент, что реальные покупатели «Киевэнерго» останутся «за кулисами», то этот же механизм может быть в последующем задействован и в ходе приватизации всех 11 энергетических предприятий, запланированных к приватизации. Поскольку, по оценкам экспертов, от приватизации всех облэнерго ФГИУ сможет выручить более 6 млрд грн, то получается, именно столько средств смогут быть «отстираны» в пользу каких угодно наркокартелей, бандитских общаков, террористических групп и прочих Cosa Nostra, для которых в их собственных странах подобные операции уже давно пресечены.
Остается надеяться, что на самом деле для Украины, ее власти и граждан требования FATF и обязательства по борьбе с отмыванием грязных средств — это не пустой звук.