Закончился отопительный сезон — началась профилактика. С 20 апреля испытания теплосетей начали в трех районах столицы — Подольском, Соломенском и Святошинском. С 5 по 17 мая трубы проверяли в еще в двух — Голосеевском и Шевченковском. Однако остаться без горячей можно не только в результате профилактики, но и из-за долгов за коммуналку как рядовых потребителей, так и тепловиков.
В конце апреля на некоторых домах появились своеобразные «мотивационные письма» от «Киевэнерго». В них пригрозили, что будут отключать от горячего водоснабжения злостных неплательщиков. Мол, не уплатил за тепло и воду зимой — не будет их и летом. «В случае непогашения задолженности компания «Киевэнерго» по завершению отопительного сезона будет вынуждена прекратить предоставление услуги по горячему водоснабжению», — отмечалось в сообщении.
Правда, впоследствии на предприятии разъяснили: на самом деле отключать воду населению не собираются, а подобные объявления направлены лишь на повышение платежной дисциплины. Она в последнее время ухудшилась. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общие долги потребителей перед «Киевэнерго» выросли на 13 % — до более 2 млрд гривен. Из них 700 млн должно население.
«И непогашение даже этих 700 млн грозит тем, что мы можем не рассчитаться вовремя с «Нафтогазом». И дальше последствия понятны: будет ограничение газа и могут быть неприятные моменты с началом отопительного сезона или поставками горячей воды не в отопительный сезон», — говорит коммерческий директор «Киевэнерго» Евгений Бушма.
Неприятные моменты уже начались. «Нафтогаз Украины» объявил, что прекращает поставлять газ должникам. Сейчас они должны газовому монополисту почти 22 млрд гривен. Из них больше 3,5 млрд — «Киевэнерго». А не будет газа — не будет и воды. Жителей столицы об этом уже проинформировали еще одни объявления от «Киевэнерго», в которых говорится, что «подача горячей воды прекращается на неопределенный срок в связи с отсутствием газа». С 23 апреля «Киевгаз» прекратил поставки газа на ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и ряд котельных. Опыт же прошлого лета без горячей воды продемонстрировал сухие трубы ржавеют мгновенно, что потом «выходит боком» во время отопительного сезона.
И спастись бойлерами всем здесь не получится — электросети старых домов просто не выдержат нагрузки, а ставить газовые котлы и колонки в многоэтажках запрещено законом, напоминают специалисты. Поэтому едва ли не единственной альтернативой централизованной системе отопления и водоснабжения эксперты называют установление индивидуальных домовых котельных. Мировой опыт показывает, что они на треть экономичнее централизованной системы. Особенно это актуально в районах, где большинство тепла теряется из-за дырявых труб по дороге. Если на такие участки поставить собственные котельные, выигрывает и централизованная система, убеждают эксперты.
«Некоторые дома и целые микрорайоны будут подпадать под децентрализацию там, где в сумме тепловые потери и затраты энергоресурсов принесут максимальный эффект», — рассказывает эксперт по вопросам энергоэффективности, директор компании АББ в Украине Дмитрий Жданов.
Правда, установить котельную на, скажем, хрущевку стоит недешево. Вместе с утеплением и сопутствующим оборудованием стоимость проекта может превышать 100 тис. долларов. Поэтому ЖЭКи за такое не возьмутся. Жителям домов остается только создавать ОСМД и брать кредит, или же искать частного инвестора, готового окупить такие затраты в течение семи лет.
«Конечно, украинские компании привыкли, что проект привлекательный, если он окупается через два, максимум четыре года, — продолжает Жданов. — Однако постепенно времена быстрых заработков в Украине проходят, двигаясь в сторону европейских тенденций. Европейский инвестор уже давно работает в основном с «длительными» проектами на более чем пятилетнюю перспективу».
По мнению эксперта, основная привлекательность инвестиционных проектов в ЖКХ — это их малый риск. Мол, пользоваться отоплением зимой люди будут всегда. Единственное, чего не хватает для массового прихода инвесторов, так это понятных правил игры на рынке и соответствующей государственной стратегии.