Оптовые цены на нефтепродукты в Украине в мае превысили прошлогодние на 40—60%. По данным Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, цена на дизтопливо превысила прошлогоднюю на 42,4%, бензина марки А-76 — на 62,5%, А-95 — на 41,5%.
Украинские НПЗ отпускают сегодня нефтепродукты по следующим ценам: дизтопливо — от 2190 грн. (НПК «Галичина») до 2240 грн. («Укртатнафта»), бензин А-76 — 2470 грн. («Укртатнафта»), бензин А-95 — от 2780 грн. (НПК «Галичина») до 2880 грн. («Укртатнафта»). При этом цена российской нефти для НПЗ возросла на 24—35% по сравнению с маем прошлого года (до $145—190 за тонну), украинской — на 30,2% (до 1120,43 грн.). Эти цены превышают уровень, зафиксированный в сентябре прошлого года, когда наблюдалось максимальное повышение цен на нефтепродукты в связи с ростом спроса в период уборки урожая. В частности, на дизтопливо — на 7,4%, на бензин А-76 — на 7,1%, на бензин А-95 — на 10,4%.
Соответственно, оптовые цены перетекают в цены на автозаправочных станциях, вызывая все большее недовольство автомобилистов и панические настроения в компаниях, использующих нефтепродукты для производственных целей. Во второй декаде мая нефтепродукты в рознице подорожали на 2,6—5%. Цена дизтоплива выросла на 3,4% (до 1,93 грн. за литр), бензина марки А-76 — на 2,6% (до 1,79 грн.), бензина А-95 — на 5,1% (до 2,37 грн.).
Минэкономики тут же выписало успокоительную пилюлю. По его мнению, ситуация изменится со второго квартала, когда переработка нефти в Украине вырастет до 6 млн. тонн. Министерство считает, что такой объем топлива позволит полностью обеспечить внутренние потребности Украины, в том числе сельского хозяйства. Впрочем, по данным Минэкономики, нынешний рост цен как бы не является следствием ситуации на рынке. В январе—апреле объемы переработки нефти украинскими НПЗ увеличились на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, производство бензинов возросло на 12,5%, дизтоплива — на 10%. В результате ресурсное наполнение рынка бензинами в апреле 2004 года превысило объемы потребления в апреле 2003 года в 2,6 раза, а дизтопливом — в 2 раза.
Почему же цены растут? Неужели настолько вырос спрос? Правительство прямо не отвечает на эти вопросы, но заявляет, что намерено вмешаться в ситуацию. Об этом сообщил министр топлива и энергетики Сергей Тулуб на «горячей» телефонной линии в Кабмине. Министр проинформировал, что правительство рассмотрело состояние рынка нефтепродуктов и определило меры для стабилизации цен. По его словам, цены на дизтопливо для сельхозпроизводителей останутся на прежнем уровне — 1700 грн. за тонну. Он добавил, что соглашение с производителями нефтепродуктов, подписанное ранее и действующее в мае, будет продлено и на июнь. С.Тулуб отметил, что большинство украинских нефтеперерабатывающих заводов приватизировано, и государство, в частности Минтопэнерго, не имеет возможности административно влиять на них. По мнению министра, рост цен на нефтепродукты связан в первую очередь с ростом цен на сырье для НПЗ, конъюнктурой внешних рынков нефтепродуктов, а также в некоторой степени — с сезонностью. Министр также уверил, что механизмы влияния на поставщиков российской нефти существуют. «Механизм влияния на российские компании всегда можно найти, — считает Тулуб. — Надо садиться за стол переговоров. Они же хотят иметь стабильный рынок, пусть со своей стороны делают предложения».
Но и само по себе повышение нефтяных цен, основным источником чего многие эксперты считают политику российских нефтяных компаний, можно считать «интересным» предложением. Похоже, Украине в очередной раз просто напоминают о ее энергетической зависимости и просят быть посговорчивей как в отношении вступления в ЕЭП, так и по вопросу ввода в действие нефтепровода Одесса—Броды. И очень прав тут глава Фонда госимущества Михаил Чечетов, когда поднимает вопрос о необходимости учета (в ходе приватизации) глубины проникновения иностранных компаний в стратегические отрасли отечественной экономики. Так что сегодня нельзя не вспомнить «незлым» словом всех тех «патриотов», кто сначала доводил украинские нефтеперерабатывающие заводы до ручки, а затем продавал их по очень сходной цене. К сожалению, все мы очень сильны «задним умом».