Вчера на железнодорожной линии «Полтава — Харьков» представили поезд украинского производства ЕКр1, который может стать базовым для национального проекта «Воздушный экспресс». Этот «экспресс» должен объединить столичный вокзал «Киев-Пассажирский» с аэропортом Борисполь.
Напомним, что кредит на реализацию данного нацпроекта в размере 374 миллиона долларов предоставил Китайский экспортно-импортный банк. Срок его возвращения — ориентировочно 18—20 лет. Строительство «Воздушного экспресса» намечено после сентября, когда согласуют все договоры и подряды. В целом же проект планируется реализовать до 2015 года, но сроки рассчитывают сократить, чтобы уложиться до конца 2014 года. Детальнее о проекте — смотри графики к материалу.
Всего в рамках нацпроекта государство планирует закупить пять электропоездов по пять вагонов каждый. По словам председателя Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Владислава Каськива, конкурс по отбору поездов проведут до конца сентября. «Электропоезд должен отвечать современным стандартам, иметь украинские сертификаты и быть энергоэкономным. На данный момент мы рассматриваем пять-шесть производителей. Среди них польская Pesa, чешская Skoda, южнокорейский Hyudai, украинский ЕКр1, а также есть российские производители (характеристики некоторых из них представлены на графике к материалу. — Авт.). Но для нас приоритетом является отечественный производитель. Тем более, что с китайской стороной есть договоренность о том, что больше 50% продукции, которая будет поставляться для создания проекта «Воздушный экспресс» должны быть украинского производства», — детализировал Каськив. Решение о финальной закупке Госнацагентство будет принимать совместно с Мининфраструктуры и китайской стороной.
Последняя, кстати, уже успела оценить украинского конкурсанта. «Нам очень понравился, но все равно нужно много дорабатывать. Мы склоняемся к тому, чтобы поезд был украинского производства. Мы намерены сотрудничать с производителем в процессе доведения поезда ко всем стандартам, если он выиграет конкурс», — объяснил заместитель начальника департамента Китайской национальной корпорации машинной индустрии и генеральных подрядов Се Юн.
В свою очередь председатель правления ПАО «Крюковского вагоностроительного завода» (КВСЗ, который построил этот поезд) Евгений Хворост озвучил условия сотрудничества с китайцами. По его словам, поезд на 70% состоит из украинской сборки. И специально для этого нацпроекта особенно перекраивать поезд никто не будет. Хворост отмечает, что сотрудничество с китайцами возможно «только относительно дизайна и производства интерьера и внутренней оснастки поезда». Он рассказал, что поезд будет создан на основе модели скоростного двухсистемного электропоезда ЕКр1. «Цену нового поезда пока еще назвать не могу, потому что еще идет процесс доработки. Но она будет не выше мировых аналогов», — добавил Хворост. В то же время специалисты завода, присутствующие на презентации, на условиях анонимности сообщили «Дню», что стоимость поезда будет около 100 миллионов гривен.
По словам Хвороста, энергопотребление электропоезда составляет около 2 МВт, что предотвращает излишние расходы нацпроекта и является более экономичным, чем аналоги, которые используются в Украине.
Для того, чтобы удешевить конструкцию, крюковские конструкторы планируют также оставить в пятивагонном поезде с двумя главными вагонами только один двигатель. «Поезд будет работать по принципу «Тяни-толкай», — объяснил технический директор КВСЗ Сергей Лутонин.
Такой принцип работы поможет сэкономить и на строительстве линии. «Сначала мы планировали, что отрезок от аэровокзала и до соединения с действующей железнодорожной магистралью длиной в 4,9 км будет двухколейным. Но такая конструкция поезда позволит нам сделать его одноколейным», — подчеркнул директор национального проекта «Воздушный экспресс» Андрей Галущак. В пользу украинского поезда, по его словам, свидетельствует и то, что он уже получил все сертификаты и может передвигаться по украинским железным дорогам, в то время как иностранным компаниям придется проходить дополнительные процедуры. «Это может занять до двух лет. И нас это абсолютно не устраивает. Потому что мы намерены закончить этот проект как можно быстрее», — подчеркнул он.