Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ключ от арестованных счетов у... Президента

Почему Петр Порошенко не подписал жизненно важный, для подготовки к зиме, закон?
3 августа, 2016 - 11:14
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Нельзя сказать, что государство совершенно не уделяет внимания ликвидации кризиса неплатежей в энергетике страны. На прошлой неделе совет Оптового рынка электроэнергии согласовал привлечение госпредприятием «Энергорынок» кредитов у государственного Ощадбанка (на 267,8 миллиона гривен) для расчетов с генерирующими энергокомпаниями. Из этой суммы 99,911 миллиона гривен получит для расчетов за уголь «Центрэнерго», около 38,6 миллиона — «ДТЭК Днипроэнерго», 74,5 миллиона — «ДТЭК Захидэнерго», 41,9 миллиона — «ДТЭК Востокэнерго», 5,3 милиона — «Фирма «Технова», около 5 миллионов гривень — ООО «Евро-Реконструкция». «Энергия и газ Украина», а также «Харьковская ТЭЦ-5» получат от «Энергорынка» соответственно 0,7 миллиона и 1,9 миллиона гривен.

Но достаточно ли этого для того, чтобы разморозить взаимные расчеты на энергорынке и дать импульс для не терпящей уже промедлений подготовки отрасли к зимнему отопительному периоду? Один из важнейших игроков этого рынка — предприятия теплокоммунэнерго — сегодня, в начале августа, на который обычно приходится пик работ по подготовке к зиме, находятся смертельном для них ступоре — счета 104 предприятий ТКЭ заблокированы. В конце прошлой недели эту проблему обсуждали специалисты и эксперты отрасли. Все их надежды обращены на принятый парламентом и находившийся на подписи Президента Украины (последний день!) закон 2706, позволяющий реструктуризировать долги ТКЭ и, пусть и с опозданием, но все же вернуть их к выполнению графика предзимних работ.

«Этот закон в первую очередь предусматривает приостановление исполнительного производства по штрафным санкциям за газ и снятие ареста со счетов, и дальше мы сможем начать работы по подготовке к отопительному сезону, — отмечает финансовый директор «Киевэнерго» Татьяна ГРЯЗНОВА, — мы очень надеемся, что Президент подпишет этот закон сегодня». «Если говорить о дальнейших действиях, — продолжает она, — то его можно будет дорабатывать, как это нередко происходит с другими законодательными актами. Но если мы будем ждать альтернативного правительственного закона, который может быть рассмотрен и принят в Верховной Раде только после того, как депутаты вернутся с каникул, а это сентябрь, а то и октябрь, когда уже должен начаться отопительный сезон. Октябрь не спасет Украину от задержек, от того, что отопительный сезон не будет подготовлен так, как должно быть. И в этом главное отличие между уже принятым в парламенте законом и тем, который находится в разработке в правительстве».

Как члены Ассоциации теплокоммунэнерго мы тоже принимали участие в разработке правительственного варианта и знаем, что в нем есть нормы, позволяющие урегулировать взаимоотношения на рынке газа, но при этом он не решает проблемы ареста счетов, а это на сегодняшний момент ключевая проблема, подчеркивает финансист. Она рассказывает, что «Киевэнерго» было вынуждено минимизировать все расходы хотя бы для того, чтобы выпускать на линию аварийные машины. Мы не можем сейчас говорить о подготовке к отопительному сезону, а только о безопасном использовании существующих в Киеве теплосетей, объясняет Грязнова и подчеркивает, что, по ее мнению, все участники данной ситуации действуют в рамках законодательства. Это и «Нафтогаз Украины», начисляющий штрафные санкции, и исполнительная служба, которая арестовывает счета компаний. Но предприятия теплокоммунэнерго находятся в настолько неурегулированном нормативно-правовом поле, что им больше не к кому обратиться.

Она сравнивает условия расчетов, установленных в договорах с «Нафтогазом» и условия договоров с потребителями теплокоммунэнерго и делает вывод, о большой разнице, возникающей между планами поступления средств за газ в «Нафтогаз» и уровнем оплаты потребителей за тепло согласно типовым договорам (даже в том случае, если считается, что все платят 100%). Отставание в оплате, по ее словам, будет составлять от месяца до двух. «И это при том, что все деньги, поступающие от различных групп потребителей, уходят на спецсчета и направляются на оплату газа, а поскольку счета арестованы, то деньги на счета компании не поступают совершенно или компания не может ими распоряжаться. И такая же ситуация у еще 104 компаний, — подчеркивает Грязнова и добавляет: — Мы очень надеемся, что Президент сегодня подпишет такой необходимый нам закон».

«На сегодня долг, за который могут отвечать компании теплокоммунэнерго, если исключить долги по разнице в тарифах, долги бюджетных организаций и непрофинансированные льготы и субсидии, находится в пределах 3 миллиардов гривен, — рассказывает президент ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» Арсентий БЛАЩУК, — а на местах ситуация гораздо хуже, чем в Киеве. Потому что там арестованы даже счета, открытые предприятиями по договоренности с иностранными инвесторами: ни энергосбережения нет, ни внешнего финансирования. В результате внешние инвесторы сегодня в коммунальную энергетику не идут. Наши предприятия вынуждены работать в трех-, четырехдневном режиме труда».

К тому же, регулятор, добавляет президент ассоциации, отказался установить для теплокоммунэнерго двухставочные тарифы. И если раньше потребители платили круглый год, что позволяло в летний период готовиться к зиме и выплачивать заработную плату, то при нынешней системе летом поступлений практически нет. Они есть только в городах-миллионниках, где и летом подается горячая вода. Ситуация ухудшилась еще и в связи с тем, что сегодня очень большой процент льгот и субсидий, которые поступают главным образом в «Нафтогаз», а на наших предприятиях из-за этого невозможно выплатить зарплату. Некоторые органы местного самоуправления дают предприятиям финансовую помощь на четко оговоренные цели, но и это не спасает. «Если городское хозяйство не будет подготовлено к зиме, — предупреждает Блащук, — мы можем опять столкнуться с проблемами, которые будут стоить государству намного дороже. Достаточно вспомнить то, что случилось когда-то в Алчевске, когда вся страна спасала этот город».

Интересно, понимают ли в правительстве, насколько большая угроза нависнет над страной, если будет сорвана подготовка к зиме? «День» не стал задавать этот риторический вопрос вице-премьер-министру и главе Минрегионстроя Геннадию Зубко, но спросил, подпишет ли в пятницу, по его мнению, Президент, закон 2706, и как бы он, вице-премьер, посоветовал Президенту поступить. «Этот закон должен предусмотреть реструктуризацию долгов и вообще ввести механизм открытия и разблокирования счетов. Сегодня есть 62 заблокированных предприятия. С другой стороны, нам нужно посмотреть, как именно реструктуризировать долги, а не просто вводить мораторий. Советовать Президенту я не буду, потому что есть практически вся информация в Администрации». А будь вы на месте Президента, вы бы подписали этот закон, уточнил свой вопрос «День». «Я не Президент, и поэтому я на этот вопрос отвечать не буду», — сказал Зубко. Судя по ответам вице-премьера, совет от Кабмина Президенту все-таки был... И закон остался без подписи, что означает, что он Президентом отклонен.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ