В Украине продолжается обсуждение проекта Налогового кодекса. Самую большую дискуссию в бизнес-среде вызывает, конечно, налог на добавленную стоимость. Более того, разработчики Кодекса уверяют, что оперативно реагируют на полученные замечания и дополнения. По словам исполняющего обязанности начальника отдела косвенных налогов Минфина Галины Суменковой, от начального варианта НК уже мало что осталось. Но и при этом раздел Кодекса, в котором речь идет о НДС, остается в центре дискуссий.
Распространяются они, в частности, даже на норму о необходимости заслужить право плательщика НДС. Многие предприниматели видят в этом только дополнительные будущие проблемы. Госслужащие же настаивают: ее будут применять в случае обнаружения четко прописанных нарушений.
Облюбованное налоговиками нововведение в электронной отчетности заместитель председателя государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Ольга Сахненко считает «финансово обременительной для сельских регионов», где обеспечить эти наполеоновские планы «просто физически невозможно». Она вообще предлагает пересмотреть целесообразность существования налоговой накладной. Ведь, по ее мнению, на начальном этапе документ имел совсем другое назначение. Сегодня же он приобрел чисто фискальную цель, убеждена она. Только за то, что кто-то выписал налоговую накладную с какой-то ошибкой, санкции оплачивает предприниматель. «Есть ли целесообразность в их существовании, не лучше ли совершенствовать первичную отчетность и учет, чтобы не было двойного документооборота в одном и том же налоге?» — спрашивает Сахненко в ходе дискуссии с налоговиками. Зато представительница Минфина уверена, что этот документ следует сохранить почти без изменений.
Самым главным критиком НК выступает Секретариат Президента. «Мы считаем, что сегодня проект Налогового кодекса не готов к представлению в парламент», — говорит руководитель главной службы социально-экономического развития Секретариата Владимир Матвийчук. По его мнению, надо разъединить функции по администрированию (сбору) НДС и разъяснению спорных вопросов. «Мы считаем, что следует передать эту функцию Минфину» — говорит он, намекая на то, что налоговая в то же время выступает и сборщиком налогов и судьей, который имеет право толковать соответствующие законы.
Кроме того, убежден Матвийчук, «даже на государственном уровне не понятно, что же происходит с выполнением госбюджета, есть ли какие-то проблемы у государства в этом отношении», — говорит он. Он предлагает включить в Кодекс норму, которая обязывает налоговиков ежемесячно отчитываться по этому вопросу. Если же это предложение разработчиками не будет учтено, то, как пообещал Матвийчук, главе государства порекомендуют не подписывать Кодекс.
Правда, такую позицию директор украинско-немецкого инвестиционного предприятия «Фава-Техникс» Юрий Майборода называет торможением дела. «Такой документ никогда не будет совершенным, но из-за отсутствия Налогового кодекса мы теряем миллионы долларов», — говорит он и прибавляет, что иностранные инвесторы при таких условиях идут в другие страны со своими средствами. Так кто от этого выиграет? «Я прочитал весь проект кодекса, и для нашего комбината не нашел ни одного плюса, а вот минусов насчитал много. Я думаю, что новые нормы предусматривают еще большее вымывание оборотных средств у металлургов», — говорит финансовый директор меткомбината им. Ильича Александр Чако. Металлурги имеют все шансы столкнуться с задержками в производственных процессах и при транспортировке продукции на экспорт именно из-за нечеткости пунктов о возврате НДС, убежден он.
Однако немало новаций Кодекса воспринимаются одобрительно. В частности, выражалось мнение о том, что предусмотренное увеличение срока возмещения НДС на общих основаниях с 40 дней до 12 месяцев позволит избежать включения в заявки на возмещение сумм, по которым на этот момент плательщиком не было создано дополнительной стоимости приобретенных товаров или услуг.
Плюсом для аграриев можно считать предложенную Минфином балансирующую ставку НДС (11—12%). «По нашим расчетам, она покрывает входную стоимость при покупке минеральных удобрений и тому подобное, не увеличивая при этом исходную стоимость сельхозпродукции», — объясняет Суменкова и участники дискуссии ей не возражают.
Точку в дискуссии пытался поставить заместитель министра финансов Сергей Рыбак. «Не важно, кто поставит свою подпись на стенах рейхстага, главное, чтобы мы все победили. Важно, чтобы мы скорее приняли Кодекс, который улучшит работу бизнеса в стране и сразу же положительно скажется на экономике», — подытоживает он.
Бесспорно, Налоговый кодекс нужен государству. И чем быстрее страна его получит тем, лучше. Но здесь есть одно маленькое «но»: этот документ сможет работать на экономику только при условии четко выписанных норм, которые создают единые и честные правила игры для всех... Над этим еще, кажется, есть время поработать.