Об этом в комментарии «Дню» сообщил начальник Управления экономики систем жизнеобеспечения Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Дмитрий Моисеев. Если это случится, говорят эксперты Центра исследований энергетики (EIR Center), то весьма вероятно, что эту зиму население будет мерзнуть, потому что теплоснабжающим компаниям уже сегодня не хватает собранных по действующим тарифам средств, чтобы рассчитаться за использованный газ. Действительно ли только повышение тарифов позволит жилищам украинцев оставаться теплыми в холодную пору? Как показывает анализ, со стоимостью тарифов на самом деле нужно разбираться и приводить их к экономически обоснованному уровню. Но как это сделать? Варианты есть. И некоторые из них могут обернуться не ростом стоимости «коммуналки», а — ее снижением.
Заместитель генерального директора Центра исследований энергетики Вадим Гламаздин говорит, что в настоящее время средний тариф на теплоенергию в Украине самый низкий в Европе: вдвое меньше, чем в Польше, и в четыре раза — чем в Германии. Поэтому решить вопрос отрасли без установления экономически правильного тарифа вряд ли удастся. «Прежде чем вкладывать деньги, любой инвестор смотрит на источник возврата этих средств. В тепловой энергетике — это единый тариф. Пока не урегулирован вопрос с тарифом, ни государственные гарантии, ни что другое реальных инвесторов в эту отрасль не привлечет», — говорит он.
«Никто тарифы поднимать не будет. Сегодня у людей нет денег, чтобы увеличивать тарифную нагрузку. Именно государство и правительство, которые взяли на себя ответственность, должны думать, каким образом привлекать средства», — в ответ на вопрос «Дня» резюмирует первый заместитель председателя комитета ВРУ по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Геннадий Зубко. Напомним, что не допустить экономически необоснованного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах недавно призывал и министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Темник.
Но как тогда быть, чтобы остаться зимой с теплом и не плодить коммунальные долги? В мире распространенной является практика кредитования международными организациями — такими, как ЕБРР, СБ и ЕИБ, проектов по модернизации ЖКХ и энергоэффективности. Именно в такой поддержке нуждаются сегодня украинские города, потому что денег на модернизацию прохудившихся труб у них нет. Впрочем, доступ к этим международным ресурсам у них ограничен — в каждом конкретном случае нужно разрешение правительства и гарантии государства для привлечения таких кредитов. Если бы государство упростило механизм, было бы легчек модернизировать коммунальные теплообъекты. Впрочем, похоже, это не очень поддерживают наверху. Как уточнил «Дню» первый заместитель председателя комитета ВРУ по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики, ЕБРР и ЕИБ предлагают эти деньги. Однако упрощать механизм получения этих ресурсов нельзя, говорит нардеп, потому что нет гарантий, что города смогут самостоятельно вернуть такие кредиты, и есть риск, что государство будет покрывать их из бюджета. А здесь не следует забывать еще об одной реалии настоящего. «Сегодня наше местное самоуправление не может проплатить своих денег из Госказначейства. В настоящее время кассовый разрыв в целом по государству составляет около 3 млрд гривен. Поэтому говорить, что местному самоуправлению можно дать разрешение привлекать такие средства — это вообще обмануть себя. Сегодня нужно пересмотреть стратегические подходы к политике отопления в стране», — говорит он. Что ж, в этой позиции есть рациональное зерно. Но позиция страуса еще никому не помогала решить проблемы. Не лучше ли было бы в этом случае улучшить эффективность расходования бюджетных средств и работу с финансами на местах? Вопрос риторический, и вот уже 21 год он висит в воздухе.
По словам экспертов, есть еще один способ более-менее безболезнено решить тарифный вопрос — провести ревизию всех тарифов в стране и только после этого говорить об их повышении или понижении в каждом конкретном случае. На сегодняшний день порядок формирования тарифов определяется постановлением №869, и тарифы фактически формируются на местах. По словам Моисеева, при 100% себестоимости тарифа сейчас реальный тариф для населения составляет только 70—80%, остальные — компенсирует коммунальщикам государство в виде субвенций. Правда, с начала года, по его признанию, на такую компенсацию, например, тепловикам не дали еще и копейки! Поэтому предприятия вынуждены самостоятельно решать вопрос дотирования населения. Однако вернемся к теме.
«Фактически никто не проверяет, действительно ли эти затраты являются себестоимостью тарифа, и что там вообще вложено в него», — рассказывает Зубко. Все попытки, по словам нардепа, у нацкомиссии по регуляции коммунальных тарифов получить информацию о реальной ситуации с тарифами пока еще заканчиваются ничем. А вопросов есть и немало. Вот, например, говорит он, в Житомире подача куба воды сейчас стоит 2,53 грн, а была 2,93 грн. И только проверка местного самоуправления обнаружила и исправила такое несоответствие. И таких случаев много. «Мы считаем, что в некоторых городах Украины сегодня экономически обоснованный тариф ниже, чем тот, который был утвержден, исходя из себестоимости и калькуляции. Но проверить это очень сложно», — говорит нардеп.
Почему это так? Ответ простой, говорит генеральный директор Центра исследования энергетики Александр Харченко. «Тарифы сегодня утверждаются местными органами власти, и они действуют, несмотря на появления нацкомиссии. Если мэр контролирует водоканал, получает из него деньги, а местный совет — за мэра, то голосуют за 25 гривен. Если — нет, то — нет. Таким образом, в разных местах разная ситуация с тарифами», — объясняет он. Исправить это можно, добавляет эксперт, тем более что уже создана организация для этого — Национальная комиссия регуляции рынка коммунальных услуг Украины. Именно она и должна провести такую ревизию тарифов по стране. Правительство уже утвердило методику пересчета всех тарифов в Украине, добавляет он. Но этот процесс ревизирования — длительный и непростой.
Однако эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук говорит, что все заверения в невозможности проверить реальную стоимость коммунальных тарифов — пустая болтовня. И повышение тарифов без ревизии — деньги на ветер. По мнению эксперта, стоит писать обращения в КРУ, Счетную палату, прокуратуру. Волей-неволей, а эти учреждения обязаны реагировать на обращения нардепов и остальных граждан. По его мнению, решить коммунальный вопрос без приведения тарифов к экономически обоснованному уровню не удастся. Но, отмечает Корольчук, борясь за честный тариф, следует, в первую очередь, думать о модернизации труб и утеплении домов. «Именно здесь скрыты значительные резервы», — подводит итог он.