Отмена свободных экономических зон и территорий приоритетного развития, которую правительство осуществило в рамках борьбы с налоговыми махинациями и отмыванием теневых денег, создала правительству новые проблемы. Теперь приходится объясняться с инвесторами, потерпевшими убытки. Впрочем, изначально власть этого делать не собиралась, понадеявшись то ли на авось, то ли на то, что спорить с новыми народными избранниками «нечистые на руку» бизнесмены не будут, а чистые как-нибудь простят.
Однако бизнес оказался не таким сговорчивым. После ликвидации СЭЗ он заявил о нарушении своих прав и начал переводить производства в страны с более мягким экономическим климатом. Тут тревогу начали бить эксперты. По их мнению, правительство, заявляя о необходимости инвестиций и в то же время закрывая СЭЗы и ТПРы, своими необдуманными действиями только все портит и отпугивает инвесторов. Впрочем, было бы несправедливо утверждать, что в самом правительстве собрались одни незрячие. Проблема волновала многих. Это стало ясно, когда Президент Виктор Ющенко, находясь с визитом во Франции, заговорил о намерении компенсировать добросовестным бизнесменам, работавшим в СЭЗ и ТПР, все убытки и пообещал подписать с ними соответствующий меморандум. Правда, отведенный на это срок — два дня — уже прошел...
Не встретил ли Президент сопротивления в собственном правительстве? Ведь совсем еще недавно, в июле, министр финансов Виктор Пинзеник, выступая в Кабмине по этому вопросу, отмечал, что, по данным его ведомства, объем инвестиций в СЭЗ и ТПР составил всего 11,5% от всех инвестиций в Украину, «то есть никакого отношения к инвестициям СЭЗ не имеют». В то же время глава Минфина заявил, что объем налоговых льгот, полученных СЭЗами, составил 8,4 млрд. гривен, тогда как их вклад в бюджет — 3,5 млрд. гривен. Теперь же государству, похоже, позабыв обо всех этих показателях, придется платить, возмещая потери обиженных им инвесторов.
А если убытки не компенсировать, большинство предприятий в СЭЗах, особенно созданные с использованием иностранного капитала, просто свернут свои производства. Так, директор «Института реформ» Маркиян Дацишин на днях сообщил, что у него уже есть информация о переводе некоторых производств в Словакию и Россию (назвать конкретные фирмы эксперт отказался, ссылаясь на конфиденциальность источников). Если же ситуация не разрешится в ближайшее время, то Украину, как считает Дацишин, ждут большие потери. По его мнению, СЭЗ помогают депрессивным районам страны, создавая там рабочие места и разворачивая небольшие проекты (до одного миллиона долларов).
Правда, до сих пор никаких конкретных цифр о том, во сколько эта компенсация обойдется бюджету, не называлось. По подсчетам Дацишина, соответствующая сумма (включая убытки от зря выплаченных налогов, потерянных рынков и невыполненных обязательств) приблизительно составляет около миллиарда долларов. Понятно, что такие расходы правительство позволить себе не может. В принципе, многие эксперты считают, что правительство скорей всего не пойдет на выплату компенсаций в денежном виде, ограничившись налоговыми льготами на ближайшие несколько лет. Это подтверждается и заявлениями из недр правительства, в частности, предложением предоставить СЭЗам право оплачивать таможенные сборы векселями. Однако, как замечает Дацишин, это предложение было бы хорошим, поступи оно от правительства еще весной. Согласятся ли его принять теперь? Эксперт считает, что на эко могут пойти только 10—11 компаний, работавших в условиях спецрежимов, остальным же подобная компенсация не будет интереснa. Однако стремление искупить вину за убытки предложением налоговых льгот эксперт считает правильным, поскольку «если просто перечислить деньги, то инвесторы могут свернуть свои мощности и перестать работать в Украине».
Но даже и после решения вопроса о компенсациях проблема СЭЗ не испарится. Свой выход из ситуации предложил Институт реформ. По словам Дацишина, подготовлен законопроект о внесении изменений в базовое законодательство по СЭЗ. В нем, в частности, предлагается, во- первых, ограничить сроки функционирования СЭЗ и ТПР 25 годами (например, в Польше установлен именно такой). Также необходимо ограничить перечень фискальных льгот, которые может получить «новый» субъект СЭЗ. «Новыми» предлагается считать тех, кто зарегистрировался после начала этого года. Кроме того, следует ограничить объем предоставленных льгот в зависимости от величины вложенных инвестиций: на переходный период (до 2010 г.) максимальный объем льгот для одного предприятия определен в размере 75% от объема освоенных инвестиций, потом — 50%. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде народным депутатом Иваном Васюником.
Впрочем, реальная необходимость в нем возникнет только при условии, что государство окончательно решит сохранить СЭЗы. В противном случае эксперты предлагают ввести переходной период, в течение которого постепенно отучать инвесторов от предоставлявшихся им льгот. Но все компенсации и новые правила касаются, как уточнил Дацишин, только добросовестных инвесторов, а не тех, кто действительно старался выкачать из Украины побольше денег. Вопрос лишь в том, как разделить честных и нечестных... На июльском заседании Кабмина Пинзеник отмечал, что всего в Украине в СЭЗ и ТПР было зарегистрировано 800 проектов, из них начали реализовываться 510, а все обязательства были выполнены только по 15-ти проектам. Экс-министр экономики Сергей Терехин называл тогда еще меньшие цифры — 4 из 626. Эксперты полагают (хотя достоверной информации у них нет), что эти цифры существенно занижены, и порядочных инвесторов куда больше. Как рассказал «Дню» Дацишин, ведомства отказываются делиться информацией, и экспертам приходится пользоваться данными, предоставленными самими участниками СЭЗ. Институт реформ уже исследовал 100 проектов, (правда, среди них — ни одного из Крыма или Донецка, против которых в основном и выдвигаются обвинения). Но из 100 исследованных — 25 выполнили свои инвестобязательства более чем на 75%. Так что к выводам экспертного сообщества стоит прислушаться.