Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кому бизнес деньги должен

Социальная ответственность становится приоритетом
26 июня, 2007 - 19:45

Независимая исследовательская компания «Research & Branding Group» провела общенациональный опрос на тему «Отношение к социальной ответственности бизнеса населения Украины». Опрашивали как городское, так и сельское население возрастом от 18 лет во всех регионах нашего государства. Общее количество опрошенных — 2089 респондентов. Акцию провели с целью узнать, нуждаются ли украинцы во внимании со стороны предпринимателей, и зарабатывает ли в конце концов бизнес на социальной ответственности.

Как оказалось, только 17% опрошенных считают, что бизнес-структуры сами обязаны поддерживать социальные инициативы, однако 85% в целом были бы не против, если бы бизнес заботился о людях, на которых он зарабатывает. Украинцы даже готовы поддержать таких благотворителей своим выбором — больше двух третей респондентов при одинаковых условиях качества и цены избрали бы товар именно социально-ответственного производителя. И, если бы они были меценатами, то 58% отдали бы деньги в сферу здравоохранения, 52% — в образовательные проекты и поддержку талантов, 46% — на проблемы детей, 28% — на экологические проблемы и 15% — поддержку национальной культуры. (См. схему). Кому что болит... Предприниматели же вместо этого, по данным исследования, пока что благотворительности в целом уделяют внимание в размере 32% от всех программ социальной ответственности. «И бизнес, поверьте мне, кровно заинтересован в эффективности этих средств», — уверяет социолог Евгений Копатько. Но вот сколько именно средств выделяют компании на социальные программы? Здесь социологи не уверены, по их словам, это станет предметом последующих исследований. Однако допускают, что эта цифра, как, кстати, и в России, может достигать 17% от прибыли компаний, а то и больше. «Например в США эта цифра — 3—4%», — сравнивают социологи. Однако не следует забывать, что в США и прибыли компаний несравненно большие, нежели в странах СНГ.

Впрочем, понятно, что сколько бы компании не расходовали на благотворительность, они хорошо воображают, какие преимущества от этого можно получить. Генеральный директор Агентства PR.ua Александр Голиздра рассказывает, что 68% из 40 опрошенных экспертов различных отечественных компаний понимают, что социальная ответственность — это деятельность, которая повышает репутацию бренда и влияет в итоге на коммерческий успех. Однако только эксперты 52% компаний нашего государства считают свои бизнес-структуры социально-ответственными, ведь они реализовали подобные проекты. А 64% только планируют реализовать социальные программы в будущем. Причем больше всего о воздействии социальных программ знают в сфере торговли (80%) и банков (60%), в промышленности, вместо этого — меньше половины.

Зачем это нужно предпринимателям? Как прокомментировал этот вопрос директор департамента по связи с общественностью и коммуникациям Конфедерации работодателей Украины Сергей Шумихин, социально ориентированным может быть только успешный, конкурентоспособный бизнес. «Повышенные обязательства перед обществом, которые не предусмотрены законом, может себе позволить только успешная компания», — уверен он. К тому же социально ответственным можно быть исключительно на добровольных началах. «Нынче бизнес платит налоги в четыре государственных фонда, поэтому он не должен заменять государство!... И потому предприниматели против внедрения стандартов социальной ответственности, ведь это добровольное дело!» — уверяет Шумихин. В Декларации социальной миссии бизнеса Конфедерации работодателей от имени представителей бизнеса также отмечено: «Мы понимаем социальную миссию украинского бизнеса как добровольный и посильный вклад каждой компании в развитие Украины. Мы акцентируем внимание на добровольности социальной миссии бизнеса...» Социально обязано перед обществом именно государство, а бизнес — пока что по желанию.

Однако, в любом случае, бизнес никогда не будет делать то, что ему не приносит прибылей. «Предприниматели зарабатывают на социальной ответственности, но только лояльность потребителей, репутацию и т.д., — логично рассуждает Александр Голиздра, но потом неожиданно прибавляет: «Хотя если бизнес этим занимается, то это приносит деньги...». То есть, целесообразно ли ждать дивиденды со стороны бизнесменов, если это не будет приносить их самим бизнесменам? Будем лишь надеяться, что социально-ориентированная политика будет давать прибыли и тем, и другим.

Алексей САВИЦКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ