Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Кому достанутся теплокоммунэнерго и водоканалы?

Эксперт: «Коммунальные предприятия — это политика: можно снижать тарифы, чтобы иметь власть, или же наоборот — завышать либо просто — игнорировать»
13 января, 2014 - 11:30
«ДОСТИЖЕНИЯ» ВОЗГЛАВЛЯЕМОГО ЭДУАРДОМ СТАВИЦКИМ МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ — ОТ РЕОРГАНИЗАЦИИ ГП «УКРЭНЕРГО», ПОД КОНТРОЛЕМ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВСЕЙ УКРАИНСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, В ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЯКОБЫ С ЦЕЛЬЮ «ОБЛЕГЧЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КРЕДИТОВ И ИНВЕСТИЦИЙ» — ПЛЮС ОДИН СИГНАЛ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ СФЕР ВЛИЯНИЯ НА РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ УКРАИНЫ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В Украине обновили порядок передачи теплокоммунэнерго в концессию и аренду. Соответствующие изменения депутаты проголосовали в Законе №640-VII еще 10 октября 2013 года, но они вступили в силу только с 1 января 2014 года. По новому порядку, коммунальные объекты централизованного водо-, теплоснабжения и водоотводы запрещается передавать в аренду или концессию без проведения конкурса. Список участников этих конкурсов расширили юридическими лицами нерезидентами. То власть ищет способы привлечь инвесторов в очень проблемный сектор? Похоже на то, но...

...Расчищая дорогу инвесторам, другой рукой КМУ прокладывает уже проложенный путь. Правительственное постановление №951 от 30 декабря 2013 года дает четкое указание НКРЭ с 1 января 2014 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение с учетом новых цен на газ, а центральным и местным органам власти — обеспечить снижение стоимости газа и теплоснабжения для населения.

Так для чего тогда вся эта театральная «постановка» с допуском иностранных инвесторов на рынок теплокоммунэнерго и прозрачными конкурсами? Для кого расчищают рынок?

По мнению опрошенных специалистов, от обновления закона более прозрачной передача теплокоммунэнерго в пользование не станет по одной простой причине: страна не готова законодательно к введению этого механизма.

«Концессия — это четкое соблюдение законодательства, отсутствие взяток и коррупции. Ведь речь идет о долгосрочном договоре, который заключается на 20-30 лет. И изменение правил в этот период может нести большие потери для концессионеров и объектов, которые сдаются в концессию», — рассказывает «Дню» директор «Института города» Александр СЕРГИЕНКО. В России, продолжает он, большинство концессионных договоров там просто не выполняются. «Как правило, приходит концессионер, «садится» на трубу, повышает тарифы и потом с этих доходов берет средства на модернизацию производства», — рассказывает об опыте соседей Сергиенко. Однако это не значит, что от концессии следует отказаться, поспешно добавляет он. Просто нужно не гнать лошадей, а внедрять ее постепенно. Ведь именно концессия, а не аренда, позволит обновить инфраструктуру и основные фонды и вернуть вложенные средства за длительный срок, который минимально отразится на стоимости тарифов. Сейчас, говорит Сергиенко, отдельные теплокоммунэнерго арендуются. Но, продолжает он, арендаторы делают это варварским способом: ничего не вкладывают, а лишь выкачивают ресурсы, используют старые запасы прочности еще с советских времен.

Вице-президент «Ассоциации городов Украины» Мирослав Питцик считает, что в арендных отношениях сегодня находится только 1% всех теплокоммунэнерго страны, а остальные — в коммунальной собственности. «Никто не хотел брать эти предприятия, кроме действующих политиков», — говорит он. Впрочем, успешных примеров концессии или аренды, по его мнению, даже несмотря на это сегодня в Украине нет. Поэтому желающих побороться за то, чтобы «откачать» умирающие активы, будет немного. А вот городские власти, наоборот, считает он, чтобы «сдыхаться» такого груза, готовы отдать его и за бесценок. Ведь государство, сдерживая рост тарифов, не компенсирует нанесенный ущерб коммунальным предприятиям. «Бизнес же придет в коммунальную собственность только тогда, когда тарифы будут не отрегулированы. То есть концессионер сможет влиять на них, чтобы получать прибыли. Сегодня в «коммуналке» тарифы занижены на 40%, поэтому концессионер сюда не придет», — объясняет «Дню» Питцик.

«В стране таких предприятий тысячи. И все можно выставлять на концессию, была бы такая воля. Потому что большинство из них убыточные. Интересными инвесторам будут, в первую очередь, областные теплокоммунэнерго и предприятия в городах-милионниках», — прогнозирует Сергиенко. Среди заинтересованных купить эти активы, по его мнению, «наибольший интерес будут проявлять структуры, приближенные к власти». Так было и во время большой приватизации в 90-х. «Условия конкурса, как и тогда, сейчас будут выписываться так, чтобы победитель был известен заранее. Ничего принципиально нового нет, потому что конкурсные условия легко обойти. Иностранные инвесторы не доверяют Украине из-за коррупции и очень нестабильного законодательства, непростой финансовой и бизнес-ситуации, поэтому они не придут. Хотя именно их появление весьма желательно», — продолжает он.

«Будут находиться бизнес-группы, как правило, местные, которые тем или иным способом будут пытаться брать эти активы в аренду или концессию с одной целью: работать для себя прибыльно на убыточных предприятиях». Иными словами, говорит он, стартует новое перераспределение влияния за дальнейшее управление остатками объектов теплокоммунэнерго коммунальной собственности», — прогнозирует бывший министр ЖКХ Алексей КУЧЕРЕНКО. Именно поэтому он не верит в спасительную силу обновленного закона о концессиях и аренде теплокоммунэнерго.

«Определенные олигархические группы, приближенные к власти, или те, что обретут такой статус, получат карт-бланш на закрепление в этом секторе с дальнейшим прицелом на его развитие», — озвучивает свое виденье причин появления закона и дальнейших действий директор энергетических программ центра «Номос» Михаил ГОНЧАР. По его словам, прежде всего, речь идет о тех группах, которые имеют энергетические мощности. «Если анализировать в целом по стране, то это группа Ахметова, которая имеет электрические и теплогенерирующие мощности. Она и станет фаворитом этого процесса. Вариант вхождения на внутренний рынок серьезных европейских игроков, как было в Центральной Европе, равен нулю. Есть и другой вариант — нам на этих игроков пальцем укажет российская сторона», — говорит Гончар.

Мирослав Питцик также поддерживает мнение о возможности перераспределения рынка коммунальных теплокоммунэнерго, чтобы избранные ФПГ «застолбили» интересные предприятия. «Если сегодня не нужны деньги, то можно вкладывать их в убыточные, но перспективные проекты, с надеждой, что когда-то получишь их в собственность. Коммунальные предприятия — это политика. Можно снижать тарифы, чтобы иметь политическую власть, или завышать либо просто игнорировать. Поэтому такой вариант вполне возможен», — говорит он.

«Обновление закона особенно не повлияет на ситуацию в отрасли, потому что до механизма концессии в ЖКХ мы не доросли», — рассказывает «Дню» эксперт по вопросам управления территориями Юрий ГАНУЩАК. Простой пример — Луганск, говорит он. Там пытались внедрить концессию в теплокоммунэнерго. Взяли за бесценок предприятие, выжали основные фонды и при этом пытались все остальное имущество прибрать к рукам, переоформив документы, детализирует эксперт. «Все закончилось отменой решения сессии, потому что система подачи тепла пришла в непригодность», объяснил Ганущак. По его словам, на возрождение потерянной теплогенерирующей прочности, местным бюджетам нужно минимум 10% от суммы бюджета по развитию. Подобный показатель имеют лишь несколько городов в Украине, детализирует эксперт. О малых городах он вообще предпочитает молчать. В модернизацию теплокоммунэнерго, по подсчетам Ганущака, ежегодно нужно давать приблизительно 10 миллиардов гривен, а отрасль получает лишь 500 миллионов гривен.

Впрочем, не все пессимисты в концессионном вопросе. «В АРК по воде — 17 управленцев, взявших в аренду эти предприятия. С некоторыми работаем 7—8 лет. В концессию взяли 2 предприятия, и они поставляют полуострову около 5 тысяч кубометров воды в год. По теплу два крупных предприятия арендуют почти 85—95% нашего коммунального имущества уже 10 лет», — рассказывает «Дню» заместитель председателя Совета министров Автономной Республики Крым Азиз АБДУЛАЕВ. По его мнению, в концессию можно и нужно отдавать теплокоммунэнерго, но лишь детально выписав, что, когда  и как должен делать управленец.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ