Во-первых, потому, что продолжается жатва, которую сильно усложнила засуха и в России, и в Украине. Из сообщений СМИ стало понятно, что из-за неблагоприятных погодных условий крестьяне даже в наиболее благополучных регионах, например, собирают по 15—18 центнеров с гектара пшеницы. Вместо прогнозированных 30—35 центнеров. А это значит одно: крестьяне могут понести значительные убытки и, чтобы их избежать и получить хоть какие-то прибыли, они готовы заплатить за горючее любые деньги. А чтобы поднять цены, нужен дефицит горючего. Вот его и создают искусственно и нефтедобытчики, и — главное! — посредники, которые бензин и дизтопливо реализуют.
Во-вторых, неурожай может означать перебои с продовольствием зимой. К тому же, известно, что Украина собирается рассчитываться с Россией за энергоносители своими товарами и продовольствием. Премьер-министр Валерий Пустовойтенко договорился с Вагитом Аликперовым, руководителем российской компании «Лукойл», о поставке продовольствия и товаров. А чтобы гарантировано получить у крестьян продтовары, лучше всего прибегнуть к уже испытанной практике: поставлять горючее под новый урожай.
Так же действуют и трейдеры-посредники. С той только разницей, что Украина свое зерно отдаст России, а посредники, контролируя значительные запасы продовольствия, смогут контролировать и цены на него. Именно отсюда и стихийное ожидание людей повышения цен. Так было уже не раз.
Стимулирует государственно-посреднический шантаж в отношении крестьян и требование России снизить на 20-25% цены на украинские товары, идущие в оплату долга. Если Украина с этим согласится, то и продовольствия нужно будет больше. А следовательно, принимая во внимание недостаточный урожай, шантаж — средство наиболее действенное...
Но более всего поражает другое — полное согласие между властью, которая якобы обеспокоена бензиновым кризисом, и теми, кто этот кризис стимулирует. Причина этого сугубо политическая — необходимость решать перед президентскими выборами проблему социальной задолженности. А на это нужны огромные средства. А где их взять?
И опять задействован простой спекулятивный механизм. Глава НБУ Виктор Ющенко намекнул, что в падении гривни заинтересованы «отдельные банковские структуры», которые, мол, выставили неоправданно низкие курсы гривни относительно доллара и скупают наличную «зелень». Правду сказал господин Ющенко, а слукавил только в том, что «неоправданно». Очень и очень оправданно: «играя» на повышении и снижении курса гривни относительно доллара, власть и подконтрольные ей банки сосредоточивают у себя и гривни, и доллары. Накопленные доллары обменяют по завышенным ценам на гривни, получат их много и расплатятся с долгами. А то, что цены вырастут, а сумма долга не индексируется относительно курса доллара, никого не интересует. Главное — долги ликвидировать и получить шанс на победу на президентских выборах. Никого, как видим, не интересует и то, что люди будут иметь совсем не адекватную заработанной год назад сумму, а обесцененные бумажки. Но люди заинтересованы получить хоть что-то, чем вообще ничего.