Одним из резонансных экономических конфликтов последнего времени стал спор между ОАО «Днепроавиа» и германской «Люфтганза» за «франкфуртское направление». Факт тот, иностранная авиакомпания пытается вытеснить украинского перевозчика с международного рынка. Руководство и коллектив «Днепроавиа» защищаются. В частности, они написали открытое письмо Президенту страны…
СУТЬ
По словам генерального директора авиакомпании «Днеправиа» Анатолия Кукуты, «Дойче Люфтганза Акциенгезельшафт» начала летать в направлении «Франкфурт-на-Майне—Днепропетровск» с ноября этого года. Ранее этот рейс осуществлялся авиакомпанией «Днепроавиа». При этом немецкая авиакомпания проигнорировала принципы согласования совместной эксплуатации воздушной линии, обратившись к украинским властям за разрешением выполнять полеты на этом рейсе.
«Фактически «Люфтганза» отказала «Днепроавиа» в продлении действия соглашения «по специальным сниженным тарифам на транзит пассажиров «Днепроавиа» по Европе через Франкфурт и отклонила предложение по урегулированию тарифной политики, согласно условиям международных договоров, — говорит Кукута, — Если такое перераспределение произойдет, предприятие потеряет 18 млн. грн. доходов в год и будет вынуждено отказаться от обслуживания авиаперевозчиков в аэропорту Днепропетровска». Украинская государственная авиакомпания будет дестабилизирована. В результате сотни сотрудников лишатся работы, бюджет не досчитается десятков миллионов гривен, а пассажиры — доступного сервиса.
ЭТАПЫ
Путь «Днепроавиа» от обломков советского летного отряда до современной авиакомпании, осуществляющей международные перелеты и имеющей в своей структуре международный аэропорт «Днепропетровск» был нелегким. Являясь прямым правопреемником Днепропетровского объединенного авиаотряда, компания и аэропортовый комплекс в начале девяностых тем не менее создавались фактически с чистого листа. Даже теперь компания находится в не слишком благоприятном финансовом состоянии. Заведено дело о ее банкротстве, начата процедура санации и назначен управляющий санацией. Тем не менее, «Днепроавиа», не получившая от госбюджета ни копейки поддержки и не имеющая возможности привлечь средства частных инвесторов (ее приватизация отложена на неопределенный срок еще приказом ФГИ от декабря 1996 года), в последние годы сумела выровняться. За счет упорной работы, направленной на укрепление своих позиций в качестве регионального перевозчика и выхода на международный уровень, текущая финансовая деятельность компании стабилизирована и даже появились перспективы на будущее.
Да и долги компании возникли не по причине злого умысла ее менеджмента (как часто бывает). Как рассказал директор Днепропетровского аэропорта Василий Остапенко, в 1996— 1999 годах, когда появилась необходимость в реконструкции аэропорта и приобретении новой техники, у государства денег в бюджете не нашлось и «Днепроавиа» была вынуждена брать кредиты. Всего реконструкция стоила $6 млн. Но если бы не эти средства, сейчас в Днепропетровске не летал бы никто — не было бы аэропорта и необходимой инфораструктуры. Но когда инфраструктура появилась и рейс на Франкфурт из «нулевого» по рентабельности стал прибыльным, на горизонте возник более мощный игрок — «Люфтганза» — и попытался оттеснить конкурента со «взлетной площадки», построенной его силами и средствами.
АНАЛОГИ
Комментируя ситуацию, эксперты отмечают, что в Европе (в частности — в Германии и Великобритании) очень успешно работают так называемые малобюджетные авиакомпании, которые не предоставляют сверхкачественного (порой, излишнего) сервиса, но при этом исправно выполняют рейсы, а цены на их билеты доступны не самым богатым слоям населения. Естественно, «Люфтганза» всячески с ними борется. Правда, пока без особого успеха. Действия немецкой авиакомпании, направленные против «Днепроавиа» вписываются в эту стратегию, с поправкой на то, что «Люфтганза» наносит по сути упреждающий удар, пытаясь нейтрализовать противника еще до того, как он в полной мере начал предоставлять услуги, свойственные малобюджетным авиакомпаниям. При этом пассажиры лишаются возможности выбора между дорогой услугой и услугой более дешевой, которая при этом обладает качеством на уровне разумной достаточности.
Кроме того, нынешний скандал — это отголоски событий 2003—2004 годов, когда «Люфтганза» всячески пыталась нарушить принцип паритетности, стараясь, чтобы количество ее рейсов между городами Украины и Германии превосходило количество рейсов, которые осуществляют украинские авиакомпании. Тогда это не удалось. Теперь очередная попытка с использованием локтей?
Вытеснение с рынка небольших компаний крупными являются традиционным подходом транснациональных монополий. И тут все зависит от позиции чиновников, которые либо «позволяют» обижать отечественные компании, либо — нет. К сожалению, позиция чиновников Госавиаслужбы и местной облгосадминистрации, которые как бы не замечают попыток вытеснить украинскую компанию с рынка международных перевозок, кажется, по меньшей мере, «не патриотичной». Не стоило ли бы в связи с этим вообще избавить госчиновников от бремени ответственности за судьбу авиакомпаний? Реальным выходом могла бы стать также приватизация «Днепроавиа» в кратчайшие сроки. Таким образом государство избавится от долгов, получив вместо них деньги от нового собственника, а авиакомпания окажется под защитой энергичного инвестора, который будет развивать авиаструктуру и защищать ее интересы. А также свои интересы в получении прибыли.