Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кому сливки, а кому сыворотка

28 ноября, 1996 - 20:00

(Отзыв на статью Наталии БИЛОУСОВОЙ «Сделано в Украине»)

Продовольственный кризис, с которым столкнулись многие страны, не снимает с повестки дня другие приоритетные вопросы, в частности, качество продуктов питания и их безопасность. Наоборот — требования усиливаются — и прежде всего для Украины как новичка ВТО. К нашей продукции присматриваются с особой тщательностью. И на малейшее нарушение реагируют оперативно и довольно жестко. Пример с подсолнечным маслом это подтвердил. Это был первый серьезный сигнал.

Казалось, гром ударил, и пора не только перекреститься, но и серьезно задуматься, чтобы новые удары не застали врасплох. Впрочем, не одиночны случаи, когда даже известные торговые марки, пользуясь, с одной стороны, далеко не совершенным законодательством, а с другой — ситуацией, сложившейся вследствие возросших потребностей в продуктах питания, выводят на рынок продукцию, произведенную с нарушением технологических норм. Мол, и такую съедят. Почему такое неуважение к отечественному потребителю? Это во-первых. А во-вторых, «желтая», а тем более «красная» карточка на международном торговом «поле» может серьезно подорвать не только престиж фирмы, но в первую очередь — страны. А Украине как новому игроку начинать свою игру со штрафных, мягко говоря, нежелательно. Но для многих это — как с гуся вода. Скажите, разве не унизительно для фирмы, если в ее офисе все стены увешаны разными знаками отличия, а ее продукция, в частности, молоко с показателем жирности 2,5% от Центра потребительских экспертиз «Тест», получает «неудовлетворительно». Речь идет о больших торговых марках. В молоке их производства эксперты обнаружили группу кишечной палочки. И в то же время цену за свою продукцию они назначают немаленькую — 0,52 — 0,54 гривни за сто грамм.

По моему мнению, для производителей продуктов питания оценка «неудовлетворительно» равнозначна преступлению. Ведь как можно расценивать иначе молочную продукцию, если в ней содержание бензоловой кислоты на 1 кг достигает более 200 мл, тогда как нормой предусмотрено не больше 5 мл.

— И делается это специально, с целью продления срока хранения, — объясняет начальник научно-исследовательского центра испытаний продукции «Укрметртестстандарт» Владимир Семенович. — На украинском рынке до 80% молочных продуктов не соответствуют нормам, установленным Министерством здравоохранения. Причем такое себе позволяют все известные торговые марки.

Но самое тревожное — то, что среди фальсифицированных продуктов немало принадлежащих к детскому питанию. И снова среди номинантов некачественного товара авторитетные фирмы. Или те же производители мороженого, которых эксперты поймали на подделках. На упаковке эти производители, как говорится, черным по белому пишут, что это 100% пломбир, а на самом деле в мороженом 60% растительных жиров. Никак не могу понять психологию руководителей этих фирм. А точнее, их мораль. Потому что если в Украине они родились и выросли и чувствуют себя вольготно под чьей-то «крышей», как справедливо отмечает в статье Наталии Билоусовой народный депутат Украины Юрий Кармазин, то за ее пределами это «прикрытие» не поможет.

Теперь я понимаю, почему они так долго выступали против вступления Украины в ВТО, против сертификации и стандартизации продукции под лозунгами «не уничтожайте отечественного товаропроизводителя». Так как знали, что на зарубежные рынки с такой продукцией их не пустят. А собственный потребитель, молчаливый и всеядный, угрозой для них не является. Но ведь заработанный, а чаще всего купленный за рекламные средства авторитет нельзя эксплуатировать годами. Шило из мешка обязательно вылезет.

Возможно, я «не вовремя» обо всем этом говорю, как высказался руководитель одного из молокозаводов. «Тут бы выжить в нынешних условиях», — аргументировал он свое нежелание говорить на тему качества и безопасности продуктов. Что ж, сегодня это стандартный и очень удобный ответ для тех, кто до этого ловко годами собирал для себя сливки, а потребителям оставлял сыворотку. Но ведь сливки тоже заканчиваются...

Аркадий МУЗЫЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ