Уже более месяца в РФ действует система биржевых торгов собственной нефтью. Это событие может приобрести значение глобального масштаба, поэтому внимание к скромным пока объемам торговых операций остается достаточно высоким. Особенную остроту ситуации придает анонсированное недавно намерение Ирана создать аналогичную биржу. Если оба проекта окажутся успешными, то экономическое влияние ведущих мировых стран в евразийском регионе могло бы быть частично девальвировано за счет укрепления позиций РФ и ИРА. Украина же ощутит влияние энергетической политики российского правительства не столько на геополитическом уровне, сколько непосредственно в экономической сфере.
Идею организовать биржевую торговлю нефтью, нефтепродуктами и газом не раз озвучивали российские чиновники, однако она отвергалась участниками рынка и правительством. И только после того, как лично Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию 10 мая выдвинул соответствующие документы, Федеральная антимонопольная служба и Минэкономразвития нашли в этой идее рациональное зерно. Торги в «Российской торговой системе» (РТС) начались 8 июня 2006 года. Правда, речь идет исключительно о внутренних поставках нефти — торговлю экспортной российской нефтью планируется начать до конца 2007 года. Сейчас, согласно информации РТС, на товарной секции FОRTS уже обращаются расчетные фьючерсы и опционы на золото и нефть, а также контракты на дизельное топливо, авиационное топливо и мазут с исполнением в июле, августе, сентябре, октябре 2006 года и так далее, вплоть до июня 2007 года. Расчеты проходят в рублях. Срок обращения контракта — месяц. Минимальный размер гарантийного обеспечения для участников рынка составляет 5% от стоимости контракта. Комиссионные, которую взимает РТС, составляет 1 рубль за контракт.
Оперативность, с которой российское правительство взялось воплощать идею президента, с самого начала вызывала не столько восхищение работоспособностью чиновников, сколько обеспокоенность качеством полученного результата. Первый месяц нефтяных торгов на РТС полностью подтвердил эти опасения. Однако это всего лишь первый этап реализации проекта, и у российского правительства теперь есть возможность проанализировать ошибки.
Но интерес к ситуации заключается в другом. Как отмечает большинство российских экспертов, нефтяная промышленность РФ от этих нововведений в лучшем случае не потерпит убытков. Сами же участники рынка идею о проведении биржевых торгов восприняли достаточно прохладно. В первый месяц торги не вызвали у них особого энтузиазма. Нефтяные компании практически не проявили интереса к участию в торгах. Это и прогнозировалось еще до открытия торгов.
Решение правительства РФ пустить нефть на биржу явно идет в разрез с наблюдаемыми тенденциями в российской нефтяной промышленности. Наиболее весомым контраргументом против биржевых торгов является вертикальная интеграция российских нефтяных структур. Иными словами, добываемая ими нефть, ими же перерабатывается и продается, что обеспечивает дополнительные прибыли.
Чтобы стимулировать предложение нефти на РТС, правительство РФ намекнуло на возможность интервенций на рынок нефти «государственной» нефти. По словам замдиректора департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития России А. Гладкова, на первом этапе государство может обеспечить объем торгов на бирже не менее 130 миллионов тонн за счет того, что оно является акционером «Роснефти» и «Газпрома», и решения о биржевых поставках могут быть приняты советами директоров этих компаний. Впоследствии в торгах будут участвовать и независимые поставщики. Одновременно, чтобы сбалансировать предложение, российское правительство готово частично сформировать спрос, выйдя на биржу для закупки нефти для госнужд.
Однако эти намерения опять же идут вразрез с реальной ситуацией. «Газпром», приобретя «Сибнефть», может и сам обеспечить переработку добытой нефти. Ко всему прочему газовый монополист в последнее время активно пытается поглотить московский НПЗ. В случае успешной сделки с правительством Москвы, «Газпром» будет скорее испытывать нехватку нефти, нежели ее избыток. Вторая государственная компания «Роснефть» также не страдает дефицитом перерабатывающих мощностей. При таком раскладе, вероятность того, что 130 млн. тонн нефти потекут на биржу, практически равна нулю. Идея биржи представляет интерес для нефтяников только в том случае, если торги нефтью на РТС будут выгоднее экспортных поставок. Однако этого не может быть в принципе в силу объективных обстоятельств.
В данном контексте резонно возникает вопрос о целесообразности создании собственной нефтяной биржи и выталкивании на нее национальных нефтедобывающих компаний. Правительственные чиновники утверждают, что рыночные торги нефтью помогут ликвидировать практику ценовых сговоров нефтяников, замедлить рост цен на топливо, ликвидировать ценовой разрыв между марками нефти Urals и Brent, повысить конкуренцию малых и средних нефтедобывающих компаний, а также открыть инвесторам новые возможности для ведения бизнеса в РФ.
Безусловно, определенные позитивные тенденции скажутся на всех перечисленных проблемах, однако существуют куда более эффективные методы их решения. Например, замедлить рост цен на топливо, который, к слову, не превышает фактического уровеня инфляции в стране, можно путем ослабления налогового давления. Ценовой разрыв между марками нефти Urals и Brent обусловлен объективными характеристиками их качества. В начале недели котировки наличной нефти Brent составляли $73 за баррель, российской Urals — $68 за баррель. То есть, ценовая разница — $5. Вряд ли ради этого целесообразно тратить колоссальные ресурсы на создании собственной нефтяной биржи. Новые возможности для инвесторов скорее появятся тогда, когда вместо лицензирования будет введен договорной принцип отношений с российскими властями. Сейчас развитие малых и средних нефтяных компаний, в которые с удовольствием идут инвесторы, лишено смысла, поскольку добыча нефти в РФ требует значительных финансовых ресурсов. Таким образом, весомых аргументов в пользу создания биржи для нефтяников правительство РФ найти не смогло. По всей видимости, их просто не существует.
Но на самом деле новая идеология энергетической политики России, результатом которой стало создание собственной нефтяной биржи, свидетельствует о кардинальном пересмотре роли нефтяной и газовой промышленности в структуре экономики страны. Если в конце 90-х и первой половине этого десятилетия эти отрасли считались локомотивами экономики, то сейчас они воспринимаются как источник финансовых ресурсов для страны. Нефтяная промышленность ныне рассматривается в РФ как инструмент развития экономики в целом.
Принимая решение о создании собственной нефтяной биржи, российские власти в большей степени руководствовались общеэкономическими интересами страны. Несмотря на то, что реализация этой идеи окажет достаточно неопределенное влияние непосредственно на российскую нефтяную промышленность, в теории позитивы для всей экономики страны компенсируют отраслевые потери.
Во-первых, создание собственной нефтяной биржи, где будут заключаться также и международные контракты, — это очень важный шаг на пути превращения российского рубля в конвертируемую мировую валюту. Эту задачу, собственно, и поставил президент Путин в своем последнем обращении к Федеральному Собранию. С этой точки зрения торговля российскими энергоносителями на российской бирже действительно целесообразна и помогает достичь поставленной цели. К слову, укрепление и расширения ареала влияния национальной валюты — одна из приоритетных задач российских властей. Конечная цель — заставить импортеров российских энергоресурсов приобретать их не за доллары (как это сейчас происходит с российской нефтью и газом на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах), а за рубли.
Во-вторых, создание достаточно крупной торговой площадки на территории России будет способствовать усилению Москвы в качестве делового центра евразийского региона. Последний тезис достаточно четко прослеживался в вышеупомянутом ежегодном послании Путина. Именно смещение центра деловых контактов, по меньшей мере в энергетической сфере, с европейского пространства на территорию России принесет наибольшие дивиденды. Имидж делового центра и стабильная валюта — вот что является лейтмотивом создания российской нефтяной биржи.
В тоже время эти планы еще не находятся даже на стадии реализации. Безусловным достижением создания собственной нефтяной биржи РФ на данный момент является исключительно сама идея. Весьма вероятно, что этот амбициозный проект так и останется всего лишь очередной хорошей идей.
Первое, что заранее наводит на столь пессимистические прогнозы, это то, что основанием для принятия решения послужили не объективные процессы и «запросы» российского ТЭКа, а указание президента. По сути, нефтяная промышленность России развивается в противоположном направлении, поэтому крупнейшие компании отрасли могут оказывать идее Путина пусть и пассивное, но все же ощутимое сопротивление. Во-вторых, спешка и желание побыстрей отрапортовать о выполнении задания зачастую приводят к искажению заданных целей. К примеру, чего стоят намерения нескольких влиятельных чиновников выбросить на рынок 130 млн. тонн нефти. При цене в $65 за баррель в российской экономике потребуется около 150 млрд. руб. Спрос в таком объеме на российскую валюту со стороны иностранных инвесторов обвалит и доллар, и всю российскую экономику. В третьих, нельзя не учитывать деструктивного влияния отказа нефтяных компаний добровольно выставлять свою нефть на нефтяную биржу. Естественно, правительство может погнать их туда административной дубинкой, но в этом случае теряется смысл самого биржевого ценообразования.
Отсутствие интереса участников рынка связывают также с тем обстоятельством, что нет ясности с вопросом доставки купленной на бирже нефти. Графики поставок по трубопроводам «Транснефти» жестко регламентированы, и сейчас никто не знает, как туда вписать отправку партий, купленных на бирже. Ко всему прочему, в РФ до сих пор отсутствуют юридически оформленные стандарты на эту самую нефть марки Urals. А ведь действующий биржевой механизм требует накладывать жесткие ограничения на отклонения от качества.
Наконец, следует учесть, что цены на нефть на Нью-Йоркской и Лондонской биржах определяются не на спотовом рынке (там, где торгуется, собственно, нефть), а на рынке фьючерсном, то есть, по сути, на финансовом рынке. Сейчас в России заключаются разовые фьючерсные контракты, но они не привязаны к физическим поставкам нефти. Цивилизованные европейцы просто не могут понять особенностей российских фьючерсов. Смогут ли в России усовершенствовать законодательство, которое до сих пор не уделяло особого внимания этого рода операциям?
И все же, вне зависимости от результатов реализации проекта создания собственной нефтяной биржи, сегодня можно утверждать, что РФ в последнее время взяла курс на тотальную рационализацию и пытается получить максимальную отдачу от имеющихся на ее территории природных ресурсов. Похоже, следуя мировым тенденциям, эра российской дешевой нефти заканчивается. В первую очередь — для Украины...
КСТАТИ
Президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов в интервью «Российской газете», опубликованном в среду, заявил: «Я не видел ни одной биржи, которая организовывалась бы административными методами. Я не видел ни одной коммерческой структуры, которая пришла бы на биржу через кнут. Этот механизм работать не будет».