В условиях, когда показатель инфляции за последний год составляет 5.1 %, наблюдается фактически промышленная дефляция, показатель учетной ставки на уровне 15.5 % можно было бы считать саботажем на пути смягчения монетарной политики.
К снижению учетной ставки Правление подтолкнула как резкая критика со стороны Совета НБУ, так и общественности. Деятельность Правления НБУ, что сдерживает снижение учетной ставки, наносит существенный удар по последующему экономическому росту, замедлению кредитования экономики, росту дисбалансов во внешней торговле.
Это еще раз доказывает, что нынешняя политика НБУ, что поддерживается внешними и внутренними финансовыми спекулянтами, является ситуативной, не подкрепленной реальными научными обоснованиями, направлена на увеличение зависимости от внешнего финансирования и делает Украину уязвимой к экстраординарным событиям вроде кризисов 1998 и 2008 гг.
Медленное снижение учетной ставки на фоне низкой инфляции делает невозможным кредитование крупных предприятий в национальной валюте. Это также является «перегревом» монетарной политики, когда значение инфляции ниже инфляционного таргета может составлять реальную опасность для последующего роста ВВП и наполнения Государственного бюджета. Грубые ошибки Правления НБУ в конце прошлого в начале этого года по установлению учетной ставки на основе ошибочных предположений и прогнозов имеют далекоидущие последствия и, возможно, имеют признаки направленного саботажа политики ускоренного развития страны. Можно сказать, что возобновление кредитования в 2019 году провалено. Даже, если бы Правление Нацбанка снизило учетную ставку на 3% на заседании 12 декабря, это кардинально не переломит ситуацию — начинать снижение ставки нужно было еще весной (о чем я говорил и писал неоднократно). В настоящее время реальная ставка для Украины должна составлять до 10% годовых (уровень нейтральной ставки для Украины — 3%), учитывая также нынешний уровень инфляции по индексу потребительских цен.