Конструкторское бюро «Вертикаль» и ОАО «Авиаимпекс», (финансист проекта) продемонстрировали летающий образец вертолета «Ангел» КТ- 112 с бортовым номером UR-VRT. Этот украинский летательный аппарат уже получил сертификат летной пригодности экспериментального воздушного судна и сделал 21 полет общей продолжительностью 9 часов и 45 мин.
В общем вторая демонстрация публике первого украинского четырехместного вертолета «Ангел» существенно отличалась от показа два года назад фюзеляжа этой машины. На этот раз журналистам не рассказывали о гигантском спросе на вертолет, больших заказах со стороны украинских силовых ведомств, горгосадминистрации и наполеоновских планах покорения украинской винтокрылой машиной просторов СНГ.
После демонстрационных полетов «Ангела» пилот первого класса Юрий Гладкий сказал журналистам, что машина прекрасно управляется. По его словам, возможности управления почти не ограничены. Вертолет выдерживает боковой ветер 10 метров в секунду и встречный 15 — 17 метров в секунду, и эти параметры в дальнейшем будут улучшены. Высокую устойчивость и управляемость вертолету обеспечивает несущий винт с трехшарнирной втулкой.
Вертолет весит 545 кг и оснащается двумя модернизированными австрийскими самолетными двигателями Rotax-912 мощностью 100 л.с., которые обеспечивают грузоподъемность 1080 кг. Это означает, что вертолет может перевозить груз, равный своему весу. Винтокрылая машина за час потребляет 35 литров бензина. Как отметил Ю.Гладкий, стоимость «Ангела» составляет примерно $180 тыс., что вдвое меньше аналогичного четырехместного вертолета R.44, который с 1990 г. выпускает американская компания Robinson Helicopter Company.
Особенностью украинского вертолета является также то, что за исключением австрийских двигателей, все остальные узлы и комплектующие изготавливаются в Украине. Как отметил директор ОАО «Авиаимпекс» Михаил Кучин, редуктор и трансмиссию для вертолета разработало и выпускает Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс». Кроме него, в этом проекте участвуют Киевский авиазавод «Авиант», АНТК им. Антонова, технологический институт «ДІНДЕМ», хозрасчетное предприятие «Научно-производственный комплекс «Прогресс» (г. Николаев). По словам М.Кучина, на летающем образце «Ангела» установлен новейший информационный вычислительный комплекс. В целом, подытожил директор ОАО «Авиаимпекс», по авиационному оборудованию украинский вертолет стоит в одном ряду с другими современными вертолетами.
Как сообщил директор КБ «Вертикаль» Михаил Луханин, сейчас ведется сборка еще двух опытных образцов вертолета «Ангел» для проведения сертификационных испытаний. Эти работы планируется завершить до конца года.
«Ангел» оснащен двумя двигателями, что дает ему право летать над городом. Поэтому, по мнению Луханина, новый вертолет найдет применение в МВД и МЧС, а также станет машиной современных бизнесменов. Область применения «Ангела» практически не ограничена: это охрана границы, патрулирование территории, нефте- и газопроводов, использование в сельском хозяйстве для химработ. «Ангел» значительно дешевле в эксплуатации по сравнению со знаменитыми вертолетами фирмы «Камова» и «Миля», час эксплуатации которых стоит $600. По словам директора, КБ «Вертикаль» уже работает с Министерством обороны, которое дало техническое задание. Оборонное ведомство планирует закупить вертолеты для Харьковского института ВВС, чтобы учить пилотов-вертолетчиков. Как отметил М.Луханин, существует также твердый заказ на три машины от компании «Асс» из Бородянки (Киевская обл.). Правда, говоря об источниках финансирования «Ангела», Луханин подчеркнул, что до сих пор не получено ни копейки государственных средств.
Итак, на стороне создаваемого украинского вертолета — дешевизна производства, экономное потребление горючего, использование в основном украинских узлов и комплектующих. Плюсом является также надежный австрийский двигатель. Впереди у «Ангела» жесткая конкуренция с американским вспомогательным и тренировочным вертолетом. На стороне конкурента более чем 10- летний опыт эксплуатации, в том числе в МЧС России. Украинским вертолетостроителям необходимо доказать, что их детище не только дешевле американской машины, но и не менее надежно.