Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Контрабанда» с Малой Арнаутской

«Упрощенка», по мнению таможенников, оставит только ее
14 июня, 2005 - 20:43
ЗА ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ ЭТОГО ГОДА НА 35% УВЕЛИЧИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО РАССМОТРЕННЫХ СУДАМИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ И ПРАКТИЧЕСКИ В ТРИ РАЗА — СТОИМОСТЬ КОНФИСКОВАННЫХ ПРЕДМЕТОВ КОНТРАБАНДЫ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

C понедельника пассажиры аэропорта «Борисполь» уже не будут вынуждены простаивать часами в очередях для того, чтобы проверить на рентгене свой недекларируемый багаж. Облегчит им жизнь введение новой упрощенной схемы таможенного контроля граждан, вылетающих за пределы Украины, созданной совместными усилиями Минтранссвязи и таможенников.

Как сообщил глава Гостаможни Владимир Скомаровский, отчитываясь о первых ста днях работы обновленного ведомства, упрощенная система отвечает международной практике и стандартам. Граждане теперь будут сами определять, надо или нет декларировать перевозимый ими багаж. Однако не стоит думать, заявил Скомаровский, что такая схема облегчит жизнь контрабандистам. Вещи будут проверяться в багажном отделении таможенниками, а ручная кладь при входе в самолет службой авиабезопасности. Новшество призвано облегчить жизнь только законопослушным гражданам, отнюдь не контрабандистам. Впрочем, ощутить его на себе смогут только пассажиры «Борисполя», хотя в перспективе предусматривается распространить такую схему на остальные пункты пропуска в аэропортах.

«Упрощенка» вообще является козырной картой нового руководства таможни, когда оно начинает говорить о своих достижениях. Весной Киевская региональная таможня впервые представила гражданам свежеиспеченное «единое окно», а сегодня, по словам Скомаровского, по такой схеме работают уже все 147 внутренних подразделений таможенного оформления. Единственная проблема — пункты пропуска автомобилей. Как отметил глава службы, шесть из них не справились с поставленной перед ними задачей и уже получили последнее предупреждение. Причиной такого скоропалительного введения «упрощенки» на всех дорогах страны стала коррупция, свившая себе гнездо на пунктах пропуска. Об этом же говорил во время заседания Межведомственного координационного совета по борьбе с контрабандой первый вице-премьер-министр Украины Анатолий Кинах. Вывод о распространенности коррупции он сделал после проверок, проведенных на таможнях СБУ, ДПА и другими органами. Но если вице-премьер уповал при этом на новые законы, которые, по его мнению, позволят исправить ситуацию, то Скомаровский делает акцент также на «упрощенку».

Кроме того, главный таможенник сообщил, что с первого июня на границах будет предварительно досматриваться 100% товаров, требующих экологического контроля, и 40%, требующих ветеринарного. Но таможенный контроль товаров, подведомственных ветеринарам, будет проводиться уже за сутки, а не за 10 дней, как было до этого.

А еще, как сообщалось ранее, упростить жизнь перевозчикам должен «белый список» законопослушных предприятий. Однако Скомаровский уведомил, что при его составлении возникли некоторые сложности с налоговой службой, которые пока не удается решить. Взамен глава службы сообщил о решении облегчить участь транзитным перевозчикам, выдав лицензию 12 транспортным компаниям, хорошо зарекомендовавшим себя. Они смогут перевозить товары через Украину практически без сложностей с документацией.

В этом году планируется открыть еще два новых пропускных участка на украинско- польской границе. Это, по мнению Скомаровского, позволит увеличить поступления в бюджет (сегодня один пункт ежемесячно дает около 133 млн. грн.). А всего в мае нынешнего года в госбюджет от украинских таможен поступило больше 2,5 млрд. гривен. Рассказывая об этом, Скомаровский с горечью добавил, что в ответ на старания таможни государство выделяет на ее нужды совсем немного средств. Если в прошлом году в бюджете было запланировано 118 млн. грн., то в этом году дадут только 43, да и те в конце года. Учитывая, что нововведения требуют денег, а также то, что в рамках борьбы с коррупцией зарплату таможенникам повысили в два-три раза, этих денег явно не хватает.

Не без пафоса говорил Скомаровский о новых технических средствах для борьбы с контрабандой. В частности, рассказал о том, что на пункте пропуска «Краковец» проходят тестирование системы видеонаблюдения и передачи видеоизображения в центральный аппарат службы. Кроме того, в этом пункте пропуска устанавливается система «Поток», которая предназначена для считывания номеров с транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины. В ближайшее время предусматривается провести эксперимент по использованию пакетов «Квикпак» для защиты от подмены товаросопровождающих документов на импортированные товары, которые перемещаются автомобильным транспортом на условиях таможенной конвенции о международных перевозках грузов с использованием международной дорожной книжки. В пунктах пропуска после прохождения таможенного контроля все сопроводительные документы будут упакованы в опломбированный пакет, имеющий высокую степень защиты от несанкционированного вскрытия. Однако заплатит за это новшество не таможня, а Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. Вместо свинцовых довоенных пломб для опечатывания транспортных средств и помещений, где находятся подведомственные товары, вскоре начнут использоваться новые пломбирующие устройства. При этом в них будет устанавливаться электронный чип для записи информации, содержащейся в сопроводительных документах на груз. В. Скомаровский пообещал, что это новинка будет внедрена уже в этом году.

Впрочем, техника на таможне — всего лишь подспорье. Главный вопрос — кадровая политика. В. Скомаровский заявил, что 42 из 49 крупных таможенных чинов уже сменились. В этом он вторит жесткой линии Кинаха, по словам которого «персональная ответственность за каждый участок границы лежит на каждом, а кто не может справиться, пусть отойдет в сторону».

Но чтобы было кому работать, даже если некоторые таможенники, испугавшись ответственности, отойдут от дел, решено усилить мобильные межведомственные группы противодействия контрабанде. Особо в Черниговской и Сумской областях. Их работу А. Кинах раскритиковал, даже учитывая то, что объемы поступления в госбюджет по этим областям возросли сравнительно с прошлым годом на 20%.

И вице-премьер, и глава таможенной службы в разное время заявляли о том, что должны меняться принципы сотрудничества между госорганами: им нужно стремиться работать друг с другом и обмениваться необходимой информацией. Это поможет таможенникам и пограничникам в борьбе с контрабандой. Кроме мер, предложенных таможней, на Межведомственном совещании прозвучало предложение исследовать существующие проблемы системы, грузопотоки и пути, по которым в страну попадает контрабанда. Действительно ли это убьет контрабанду в Украине? Во всяком случае таможенники шутят: вскоре весь «контрабандный товар» будет делаться на Малой Арнаутской улице в Одессе, потому что другой в страну попасть не сможет.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ