На недавно прошедшем авиакосмическом салоне МАКС-2013 ГП «Антонов» заключило через российскую лизинговую компанию «Ильюшин Финанс Ко» и «Росэксимбанк» контракты на поставку четырех самолетов Ан-158 и Ан-148 российско-украинской сборки на сумму около 100 миллионов долларов кубинской государственной компании Cubana de Aviacion. Госконцерн «Укроборонпром», в который входят производители агрегатов для авиатехники и авиаремонтные предприятия, сообщил о договоренностях на 200 миллионов долларов.
Мнения, насколько успешным можно считать участие Украины в одной из наиболее известных отраслевых выставок, расходятся. Скажем, в «Укроборонпроме» результатами довольны, особенно с учетом того, отметил руководитель управления информационной политики концерна Андрей Масальский, что за последних пару лет годовая валовая выручка «Укрспецэкспорта» составила чуть более одного миллиарда долларов. Но успехи ГП «Антонов» на МАКС-2011 были более ощутимыми, чем ныне: тогда предприятие подписало с российским ОАО «Авиационная промышленность» контракт на сумму более $600 млн.
А издание «Коммерсант-Украина» и вообще написало, что крупных контрактов Украина заключить не смогла, сравнивая их с миллиардными договорами российских компаний. «Объединенная авиастроительная корпорация» заключила контракты на $9 млрд на поставку 173 ближнемагистральных авиалайнеров SSJ-100 и МС-21 (приблизительно 50/50), четверть всего объема соглашений ($3 млрд) составили договоры о сервисном обслуживании техники Минобороны.
Впрочем, успехи России на этом авиасалоне не столь очевидны. Во-первых, в основном произошел перевод уже имевшихся опционов в твердые заказы, а не подписание новых договоров. Кроме того, помимо твердых контрактов были и меморандумы и т.п. Как, к примеру, меморандум о намерениях по созданию СП по продвижению SSJ-100, подписанный «Гражданскими самолетами Сухого» и «Сбербанком Лизинг». В соответствии с планами, заказчикам на территории России и в других странах на первоначальном этапе может быть предоставлено в операционную аренду до 50 самолетов на общую сумму около $1,8 млрд.
Причем большинство договоров на МАКС подписываются между российскими участниками авиарынка, а соглашения о поставках иностранных гражданских самолетов те предпочитают подписывать на крупнейших выставках в Ле Бурже и Фарнборо. Хотя изначально, более 20 лет назад, целью авиасалона была демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка для совместных проектов с зарубежными партнерами.
А во-вторых, объективным мерилом успешности в таких случаях может быть только реализация контрактов. В начале прошлого года российские информагентства, ссылаясь на первого вице-премьера России Виктора Зубкова, сообщили о том, что на международном авиасалоне Bahrain International Airshow король Бахрейна Хамаб бен Иса аль-Халиф, осмотрев SuperJet 100, «выразил заинтересованность пополнить авиапарк национального перевозчика Bahrain Air пятью российскими самолетами». Позже выяснилось, что купить сразу пять лайнеров королю предложили в шутку, и он пообещал подумать. «Вся история создания самолета Sukhoi SuperJet 100 — это история, где густо перемешались реальность и залихватский блеф, скрупулезные расчеты и хитроумные прожекты», — отмечал тогда спецкорреспондент «Новой газеты» Ирек Муртазин.
Вот и из заявленных во время прохождения МАКС-2013 контрактов многие тоже под вопросом. Минимум — не ясны реальные сроки реализации. Так, был подписан ряд соглашений о поставках «Трансаэро», «Ютэйр» и другим самолетам МС-21, но все они со сроками выполнения — после 2018 года. Но самого самолета пока нет, и когда он появится — все-таки точно неизвестно: заявлялось, что в первый полет он отправится в 2014 году, потом сроки перенесли на 2015 год... Серийное же производство планируется начать в 2020 году. На старте проекта стоимость его составляла около $4 млрд., но вскоре выросла до $5 млрд. А темпы производства гражданской авиации при этом в России пока невысоки: два десятка за прошлый год (в ОАК заявляли о планах выйти на 40 единиц в 2013-м и 60 — в 2014 году).
Как недовольство результатами деятельности ОАК многие расценили то, что впервые за двадцатилетнюю историю авиасалона президент Владимир Путин его не посетил. Мол, мало того, что достижения в гражданском секторе самолетостроения скромные, так еще и на грани банкротства оказался проект Sukhoi Superjet 100, который получил от государства существеннее преференции. Более оптимистичная версия — просто новинок на МАКС-2013 не ожидалось.
Конечно, риски в плане реализации подписанных контрактов есть и для Украины. «Между предварительными договоренностями и подписанием контрактов проходит время», — сказал гендиректор «Укроборонпрома» Сергей Громов. И пообещал сделать все возможное, «чтобы озвученные предложения стали реальными контрактами».
Впрочем, успешность подобных выставок участники измеряют не только подписанными контрактами. На них завязываются отношения между производителями авиатехники и изготовителями комплектующих к ним, открывается возможность напрямую пообщаться с руководителями и ведущими специалистами предприятий отрасли. Это не так афишируется, но зато впоследствии дает свои плоды.