«Венчанием Украины и рынка через Польшу» окрестил на пресс-конференции в Киеве советник по политическим вопросам генерального директора Европейской Комиссии по вопросам транспорта и энергетики Фаоузи Бенсарса нефтепровод Одесса—Броды—Плоцк. Правда, чтобы союз был счастливым, одной любви и налаживания все более тесных межправительственных отношений между Украиной и Польшей мало. Нужно технико-экономическое обоснование, в частности рентабельности нефтепровода. К целесообразности его строительства в Еврокомиссии, по словам Бенсарса, снова вернулись после роста цен на нефть на мировых рынках. «Мы принимаем во внимание новую конъюнктуру развития событий на международном рынке нефти. К тому же изменения в тенденциях и развитии этого рынка предполагают, что проект Одесса—Броды получит новое дыхание», — заявил он.
Изменение рыночной конъюнктуры цен в мире напрямую повлияло на просчитывание целесообразности проекта. «Ведь закрыть глаза на то, что происходит, мы не можем, — говорит Бенсарса. — Потому в контексте изменений мировой конъюнктуры цен по нефти- сырцу и по переработанным нефтепродуктам появляются новые преимущества для дальнейшего развития и реализации проекта Одесса—Броды. К тому же частично украинские нефтеперерабатывающие заводы закрыты, вот почему важно ускорить реализацию проекта».
Вывод международных экспертов вселяет надежды. Ведь «гениальные» планы с реверсом нефти по Одесса—Броды, по сути, провалились. Как известно, российские компании обязывались транспортировать в сторону порта «Южный» 7—9 млн. тонн нефти ежегодно. А прокачали лишь 3,8 млн. тонн российской нефти, и мы в этом году на объем 7—9 млн. не выходим.
В Европе сегодня полным ходом идет подготовка к октябрьским испытаниям по перекачке легкой нефти по нефтепроводу Одесса—Броды через Словакию в Чехию на тамошние перерабатывающие мощности. По окончанию эксперимента можно будет ознакомиться с внятным материально-техническим обоснованием. С учетом мировых цен на нефть до декабря планируется разработать бизнес-план, в котором будут учтены и маршрут, и затраты на транспортировку и предполагаемые объемы прокачки.
Как заявил Бенсарса, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития гарантировали резервирование средства на реализацию проекта. Правда, деньги поступят только после того, как будет представлена вся необходимая документация. Впрочем, «День» уже писал о том, что заниматься реанимацией проекта Одесса—Броды имеет смысл только в том случае, если ежегодно 10 млн. тонн каспийской нефти, которая, по сути, перевозится танкерами через Босфор, пускать по нефтепроводу Одесса— Броды в северном направлении и далее по юго-восточной ветви нефтепровода «Дружба» до центра Европы. Так мы и уменьшим судозагруженность Босфора, и очистим с экологической точки зрения Черное море, и загрузим простаивающие трубы.
Это не мешает Бенсарсе заявлять, что ни в Еврокомиссии, ни в Польше с продлением трубопровода до Плоцка не шутят. «Я бы хотел, чтобы все это четко осознали. Это не рынок картофеля, который можно вырастить или купить, а потом продать. Все, что мы делаем, будет сделано очень профессионально и с учетом международных стандартов», — отметил он. По мнению эксперта, проект Одесса—Броды—Плоцк — это инвестирование средств на будущие 25 лет, работа на перспективу. А для Украины «этот проект означает совместную с ЕС работу над воплощением в жизнь евростандартов в энергетическом секторе как элемента интеграции в европейское экономическое пространство».
Вопрос лишь в том, сможет ли Украина в ближайшее время начать претворять в жизнь европейские стандарты по нефтепродуктам, и как скоро? «Будет ли все же правительством страны принято стратегическое решение строить новые перерабатывающие мощности в рамках проекта Одесса—Броды?» — интересуются представители Еврокомиссии.
Сегодня трубопровод Одесса—Броды—Плоцк остается приоритетным в рамках политики Европейского союза по безопасности энергосистемы. А в будущем, по словам Бенсарса, планируется не только интеграция нефтепроводов, но и газопроводов, и линий электропередач между Украиной и Польшей. Таким образом, вопрос должен рассматриваться как образование сети, интегрирующей украинский рынок в рынок Евросоюза через Польшу, Словакию и далее.