Девальвация рубля привела к резкому удешевлению продукции российских автопредприятий в твердой валюте. С 20 января, например, отпускная цена пятой модели ВАЗ составила 52000 рублей ($2168), «Нивы» — 70000 рублей ($2919), а десятой модели — 112000 рублей ($4670).
Тем временем правительство Украины готовит повышение таможенных пошлин и дальнейшее ужесточение условий ввоза импортных автомобилей, исповедуя патриотическую идею защиты отечественного производителя. Подобные идеи были распространены в середине прошлого века, но, как показал мировой опыт, всегда давали отрицательные результаты и приводили лишь к застою в экономике, поскольку создавали для отечественных производителей тепличные условия, позволяли, не вкладывая средства в модернизацию производства, получать максимум прибыли из устаревшего оборудования в течение срока действия заградительных пошлин, а сорвав куш, отходить от дел. К сожалению, стратегия «АвтоЗАЗ-ДЭУ» подтверждает мировой опыт. Беспошлинный ввоз 12926 южнокорейских автомобилей со снятыми в Болгарии и поставленными в Ильичевске колесами и бензобаком лишили бюджет $25-30 миллионов, а снижение количества ввезенных после 1 апреля иномарок сократило уровень поступлений еще на $100-120 миллионов. Оградив себя от конкуренции, СП «АвтоЗАЗ-ДЭУ» намеревалось получить сверхприбыли. Но экономия на таможенных пошлинах, составляющая 27-30% стоимости автомобиля (не менее $2 тысяч), не привела к снижению цен на южнокорейские машины, которые даже в экономически окрепшей Польше продаются дешевле. В частности, модель «Ланос» здесь можно купить на $1,5-2 тысячи дешевле, чем в Украине. 60%-ная девальвация южнокорейского вона во время финансового кризиса 1997 года также привела к значительному удешевлению экспорта, но на стоимости моделей ДЭУ в Украине это практически не отразилось.
Потерпев закономерное фиаско, СП требует дополнительных мер по защите «отечественного производителя».
Между тем, $41 млрд. финансовой помощи Южной Корее в прошлом году и экономические реформы выправляют положение в этой стране. Внешний долг в 98–м году уменьшился с $53 млрд. до $32 млрд., а иностранные инвестиции в январе этого года увеличились на 640%, достигнув $1 млрд. Украина же за 8 лет получила чуть больше $2 млрд. инвестиций. Ее ВВП в расчете на одного гражданина в 10 раз ниже, чем у Южной Кореи.