Он — уникальный бизнесмен, лидер, деятельный патриот и культрегер из породы реликтового вида личностей, которые только по удивительному стечению обстоятельств выжили и реально меняют жизнь страны, где бы они ни работали.
Украинец, родившийся в Германии, жил в США. За его плечами солидный перечень достижений, свершений и отличий: доктор экономики, сооснователь Высшей школы деловой администрации и основатель и руководитель Института международного бизнеса в Нью- Йорке, генеральный директор американской медицинской компании Garden State Health Plan... Стоило Украине обрести независимость, как он появился на Родине своих предков и запустил несколько успешных направлений бизнеса: создал совместные украинско-американские табачные предприятия, руководил международной бухгалтерско-аудиторской фирмой KPMG, привел на отечественный рынок производителя пивных брендов «Рогань», «Черниговское», «Taller», помогал осуществиться резонансным событиям — фестивалям «Червона рута», «Золотая корона», конкурсам «Золотой бабай», «Коронация слова»... Сегодня он — председатель правления ЗАО «Крафт Фудз Украина», производителя известных марок сладостей «Корона», «Украина», «Siesta», чипсов «Люкс», импортера кофе «Jacobs», «Maxwell House»...
Он похож одновременно на голливудского героя, на профессора Гарварда, на чеховского интеллигента и ироничного человека, каких мало и среди политиков, и среди преподавателей. Недавно Юрий ЛОГУШ был гостем «Дня».
ТРУДНЫЙ РЫНОК
— Господин Юрий, вы — ученый, успешный корпоративный менеджер с опытом запуска и ведения бизнеса в разных странах. Назовите главное правило, которого должен придерживаться бизнесмен в отношениях с государством?
— Прежде всего — нужно соблюдать закон. Закон — это установленные правила игры для всех. Стоит сказать, что в Украине на протяжении последних лет ситуация улучшилась и в правилах игры, и в соблюдении их со стороны игроков. Государство перестало чрезмерно вмешиваться в коммерческий сектор. Помню, как в 1995—96 годах, когда частных магазинов было еще немного, «Крафт Фудз Украина» пробовал продавать свою продукцию в некоторых областях, где местные производители могли мобилизовать власть, чтобы оказывать давление на наши точки продажи, не принимать товар или не выставлять его на витринах, полках. Сегодня уже существует здоровая конкуренция. Но нестабильность продолжается и дальше. В качестве примера могу назвать попытки ввести акциз на шоколад и кофе (такого акциза нет нигде в Европе), сертификаты соответствия с голограммой, невозвращаемый НДС на экспорт, нестабильность с таможенным режимом, налоги на отходы из упаковочных материалов, проверки ГНА и т.д. Подобные проблемы не существуют в соседних странах.
— В те времена приходилось давать взятки?
— Знаю, что взяточничество существует в Украине. Но я ни разу не давал взятку и никто никогда не просил меня об этом. Возможно, люди понимали, что я представляю международную компанию.
В 1992 году работал в табачной отрасли — создал и возглавил совместные украинско-американские предприятия с фабриками во Львове и Кременчуге RJ Reynolds Tobacco International. Это были сложные времена: девальвация, инфляция. Еженедельно фирма была вынуждена поднимать цены на свой товар, чтобы с доходов снова закупить сырье, цены на которое также постоянно росли. И я каждый раз обращался в Полтавскую и Львовскую областные госадминистрации с просьбой о повышении цен. Тогда нужно было понимать, что власть — старой ментальности и воспринимала международных предпринимателей и иностранный капитал как нечто враждебное. Мы не ссорились, не обижались, а рационально объясняли, что зарубежный капитал на украинском рынке — это рабочие места и прибыль для государства. Кроме того, Львовская табачная фабрика была совместным предприятием с местным фондом Госимущества с их долей в 30%, поэтому многие вопросы мы должны были решать вместе. Со временем мы достигли высокого уровня доверия. Не знаю, возможно, в то время для международных фирм были одни правила игры, а для местных — другие?
БИЗНЕС-СРЕДА
— Господин Юрий, вы наблюдали разные этапы развития бизнеса в Украине. А сегодня что является приоритетом для фирмы, работающей в Украине: инвестиции, лоббирование, персонал или социальная среда?
— Приоритетом является рынок, прибыльность и потребители. Например, когда задумываем инвестиционный проект, то в первую очередь — изучаем рынок: что пользуется спросом, какова платежеспособность населения; одновременно думаем о необходимом сырье, производственном процессе, инвестициях, оборудовании, амортизации этих инвестиций, обращаем внимание на возможную прибыльность. И только тогда решаем, инвестировать или нет, потому что ситуация на рынке шаткая, спрос, а значит и прибыльность — нестабильны. Существуют и политические риски. В сентябре 1999 года компания «Крафт Фудз Украина» рискнула приобрести фабрику по производству чипсов в Старых Петровцах под Киевом накануне выборов. А именно в то время многие отечественные и иностранные бизнесмены не решались инвестировать свой капитал. Но мы верили в будущее Украины как большого, мощного европейского государства.
Очевидно, Украина теряла и, наверное, и до сих пор, к сожалению, теряет большие возможности в привлечении инвестиционного капитала — это бы подняло ее экономику, улучшило благосостояние, на здешний рынок поступали бы качественные товары — экспортные и произведенные здесь. Ведь себя нужно рекламировать! Недавно смотрел по CNN, как Испания рекламирует свои, известные уже десятилетиями, инвестиционные возможности. Даже отдельные провинции государств имеют бюджет для рекламы в международном эфире. Но реальный потенциал испанских регионов очень скромный по сравнению с возможностями любой области Украины.
Еще недавно многие инвесторы сетовали на непрозрачность процесса приватизации. Лично я с этим не встречался. Но там, где дым, может быть и огонь. Поэтому процесс привлечения инвестиций прошел так бедно. Сейчас на отечественном рынке работает всего-навсего USD 6,5 миллиардов иностранных инвестиций. И ситуация меняется слишком уж медленно. А в соседних государствах инвестиций в десять раз больше, и жизненный уровень граждан пропорционально более высокий.
К тому же, Украина малоизвестна в мире из-за столетнего пребывания в колониальном положении. Пока братья Кличко и Андрей Шевченко делают ей самую большую рекламу. А государство упускает золотую возможность ускорить экономический рост.
— Авторитетные рейтинговые агентства характеризуют инвестиции в Украину как спекулятивные. На самом ли деле так уж рискованно инвестировать в Украину?
— Я бы сказал, что год-два назад было менее рискованно, чем сейчас. Если Украина войдет в Единое экономическое пространство, вкладывать инвестиции здесь становится бессмысленно. Лучше всего инвестировать в крупнейший рынок, а крупнейший рынок в данном случае будет в России. Тогда разумно будет строить фабрику там и завозить товар сюда через прозрачные беспошлинные границы, оплатив транспортные расходы. Внутри каждой компании, которая имеет производство в Украине и в России, всегда себя спрашивают: где запускать линию по производству? И пока есть граница, пошлина, запускают производство на украинском рынке и на месте платят налоги, создают рабочие места.
— Значит, при решении — куда инвестировать, имеют значение перспективы интеграции страны в какой-то рынок? Инвесторы вкладывали деньги в Польшу, Венгрию, Чехию, потому что у них были наибольшие шансы интегрироваться в ЕС?
— Не думаю, что это главная причина (правда, украинский капитал идет в Польшу по этой причине). В начале 90-х, когда в Польшу начали поступать инвестиции, о вступлении страны в ЕС говорилось весьма в общем, как цель, а не реальность. И невозможно было понять, когда это произойдет — в 2004 или 2014 годах. Польша — известная страна, с более высоким уровнем жизни, с большей платежеспособностью, чем у нас, и самое главное, с быстро проведенными реформами. Помните польскую «шоковую терапию»?
Впервые об иностранных капиталовложениях я начал говорить в 1989 году, когда приехал в институт экономики Академии Наук УССР в Киеве. Но на то время наши экономисты не понимали, что внутренние инвестиции слишком малы, и нужно их привлекать извне, ведь экономика начала приходить в упадок, и нужно было очень быстро стабилизировать ситуацию. Тогда вообще никто не понимал, каким путем Украина должна идти. Говорилось о своем особом пути. И это понятно, потому что, обретя самостоятельность, мы боялись кого-нибудь к ней подпустить. К сожалению, многие не понимали, что инвестиции извне дают реальный шанс государству выжить, а что самое важное, — возможность скрепить лояльность населения к независимости.
Руководя подразделением всемирно известной бухгалтерско-аудиторской компанией КРМG в Украине, я приезжал на перспективные предприятия и объяснял преимущества иностранного капиталовложения. Вместо того, чтобы по-новому подходить к ведению дел, директора медлили, думая, как бы протянуть год-два, чтобы «еще немного» обеспечить себя и семью. К тому же, налоговое законодательство было советским. Сейчас ситуация заметно меняется.
— А какие проблемы в налогообложении наиболее болезненны?
— Я бы не сказал, что существуют какие-либо болезненные вопросы. То, что часто внезапно приезжает налоговая делать проверку и может проводить ее месяцами — уже стало легендой. В «Крафт Фудз Украина» все понимают, но мы не можем объяснить это «наивным» иностранцам. Они почему-то убеждены, что в случае несправедливости пойдут в суд и выиграют дело...
— От иностранных инвесторов приходилось слышать, что будущие президентские выборы не несут никакой угрозы бизнесу и его перспективам в Украине. Поэтому, кто бы ни победил — кандидат от власти или оппозиции, он продолжит нынешний политико-экономический курс. Вы согласны с этим мнением?
— Да. Каждое правительство понимает, что экономика должна развиваться, а жизненный уровень населения — повышаться. Правда, неясно, какое правительство сможет обеспечить наиболее быстрый темп реформ и равноправие в применении закона ко всем предприятиям. Но больше всего все хотят знать — куда Украина идет: в экономически отсталое ЕЭП или с четкой перспективой в экономически развитый ЕС, или будет вне этих двух блоков, как и многие другие страны, что тоже неплохой вариант.
— Но многие эксперты говорят о том, что с первого мая, когда определенные десять стран присоединятся к ЕС, Украина останется между двумя экономическими таможенными пространствами — европейским и евразийским. Вы не видите в этом угрозы?
— Нет. В Украине возрождаются производство, экспорт, рынки, которые вне ЕС и ЕЭП, поэтому весь мир, включая страны внеблоковые, как экспортная платформа открыты для нее. Я думаю, что будут неминуемо хорошие отношения с ЕС или Евразийским Союзом. Если бы Украина шла в европейское сообщество, тогда быстро пришли бы большие инвестиции, как в свое время они пришли, например, в Испанию. Увидим через год-два, что будет делаться в Польше, тогда и наши перспективы будут вырисовываться четче.
Не думаю, что вступление Словакии, Чехии, Венгрии в ЕС для Украины является кризисным — в свое время эти страны появились на горизонте ЕС, а теперь из Брюсселя станет видна Украина и даже Беларусь. В мировой прессе все больше вспоминают о нас. Потому что теперь не видеть наше государство — это просто близорукость.
С ЕС нужно вести диалог. Все хорошо понимают, что Украина играет ту роль, которую когда-то играла Польша, и что Украина также на очереди на вступление в Европу. В последнее время отношение к нам значительно улучшилось. Украина начала мудро играть, дескать, можем быть с вами, с ними или же сами. Думаю, сценарий Украина — Россия в Европе воспримется со страхом. Это могло бы двигаться в направлении новой конфронтации между развитым Западом и вечно отсталым Востоком.
— Господин Юрий, вы считает е, что Украина себя сейчас ведет как мудрый игрок?
— Мудрее, чем раньше. За последний год украинская власть сумела использовать себя как рычаг и требует уступок со всех сторон. Но это можно намного успешнее, даже агрессивнее лоббировать. И нужно акцентировать свой новый «де факто» статус — соседа ЕС. Также постоянно быть в тесных контактах с Азией и Северной Америкой, и особенно странами вне ЕС и ЕЭП.
— Но ЕС не берет на себя никаких обязательств, не говорит ничего конкретного ни о предоставлении экономике Украины рыночного статуса, ни о перспективе ассоциации, не говоря уже о членстве. В Украине многими это используется как аргумент в пользу ЕЭП.
— Но никто не анализирует последствий этого шага. Ошибочно думать, что прежние блага вернутся — будет дешевый хлеб, масло... Тогда Украина будет закупать, например, газ по дискриминационным ценам. А режим свободной торговли предусматривается еще долгое время, потому что это невыгодно для российской экономики. России нужны новые рынки для своего субсидируемого экспорта, а не нужен украинский импорт.
— А вы энергоносители покупаете по мировым ценам?
— По ценам, существующим в Украине. Каждый старается иметь свои сферы влияния. В 1992 году я предложил такую стратегию, чтобы Украина привлекала в каждую отрасль несколько инвесторов из разных стран — Германии, США, Франции... Таким образом, можем иметь большое поступление инвестиций, здоровую конкуренцию и сохранение собственного суверенитета. Тогда ее не приняли. Но теперь к ней можно вернуться снова. Мы видим, как даже капитал из Индии входит в Польшу, обходя нас. А почему?
НАСТОЯЩИЙ КАПИТАЛ
— У вас есть опыт с производством в Украине и в России. Наблюдаете отличия в отношении к труду здесь и там?
— Это известно всем инвесторам, что наши люди работают тщательно, ответственно, старательно. Среди многих международных фирм украинских работников оценивают как лучшых в Восточной Европе.
— Бытует мнение, что советская власть мизерной оплатой отбивала желание работать. И что-нибудь нести с работы домой — было распространенным явлением. Вы с этим сталкивались?
— На Львовской табачной фабрике во время моей первой встречи с коллективом, первое, о чем спросили люди, — позволят ли американцы воровать. Я, разумеется, ответил отрицательно, но пообещал, что буду хорошо платить за работу. Очевидно, если хорошо платить, тогда люди работают очень ответственно и боятся потерять рабочее место.
— В центральном административном офисе «Крафт Фудз Украина» работают в основном молодые люди. У них другая психология?
— На шоколадной фабрике «Украина» в Тростянце или чипсовой фабрике в Старых Петривцах работники должны иметь опыт производственной работы. А в центральном офисе в Киеве нужны люди с современными знаниями экономики, маркетинга, финансов, иностранных языков, поскольку постоянно общаемся с соседними рынками, наши технологии переходят из Западной Европы, европейская штаб-квартира «Крафт Фудз» — в Вене, международная — в Нью-Йорке. Поэтому приходилось брать лучших выпускников университетов и их учить.
— У вас «воруют» кадры?
— За нашими кадрами охотятся. Но только отдельные покидают компанию и идут работать на лучшие должности. У нас царит корпоративный дух, как это сейчас принято называть. Все знакомы друг с другом, некоторые — дружат. Дни рождения и праздники отмечаем после работы в нашем ресторанчике — там музыка звучит до полуночи. Новых людей подбираем очень тщательно: не только на основе их знаний, но и смотрим, открытый ли человек, искренний, не интриган ли, коммуникабелен, сработается ли с уже существующей командой.
И о «долгожителях» компании заботимся — при первом случае предоставляем им возможность расти профессионально. Иногда не можем их продвигать так быстро, как они уже готовы. Тогда находим возможность работать в сети нашей компании за рубежом. Например, бывший директор по маркетингу «Крафт Фудз Украина» стал директором категории кофе компании «Крафт Фудз» в Восточной и Центральной Европе, Ближнем Востоке и Африке — всего 26 стран.
Возьмите бренд-менеджеров «Короны» — первой самостоятельной марки в кондитерке, основанной в 1995 году. Самого первого бренд-менеджера переманили в «Прилуки особливі», второй — ушел в рекламное агентство, но через какое-то время вернулся к нам, третий стал директором маркетинга «Крафта» в Румынии, еще один сейчас — маркетинговый менеджер компании-производителя пива «Sun Interbrew Украина». Сегодня за рамками украинского «Крафта» в международной сети работают пятнадцать наших работников. Мы общаемся — все они хотят вернуться назад. Я должен подготовить им соответствующие места, потому что иначе — уйдут к конкурентам. Хотя это тоже радость — работаем для Украины.
— Существует стереотип, что украинцы образованные и работящие. Но топ-менеджеры многих компаний, работающих в Украине, говорят о дефиците кадров.
— На каждую вакансию у нас появляются более 50-ти кандидатов. И вроде бы все они имеют должное образование, опыт работы, а как начинаем подбирать, то остается их несколько — способных, опытных, приятных. С каждым годом подбирать кадры становится все легче. Это тоже зависит от специализации. Например, мы недавно искали человека-психолога по специальности со знанием социологии и статистики, который будет заниматься изучением психологии потребителя. Ведь постоянно проводим опросы в выборочных группах в крупных городах Украины по идеям рекламной кампании, новых видов конфет или вкусов чипсов. Такого специалиста найти было непросто — на это потратили несколько месяцев.
Кадровый рынок не так профессионально разнообразен, как в той же Польше, Венгрии, но с другой стороны — нету и бешеного спроса. Помните, что маркетинг на Западе существует десятилетиями, а у нас первые учебники по маркетингу появились только в 1995—1996 годах. Наша компания — пока единственная, создавшая должность менеджера по изучению психологии потребителей, поскольку мы верили, что найдем квалифицированного человека, правда, пришлось долго искать.
— Господин Юрий, как профессор, дайте свою оценку системе образования в Украине. Она соответствует требованиям времени?
— Система образования в Украине становится более гибкой — охватывает новые дисциплины. Однако существуют трудности с подбором преподавателей. Важно, чтобы профессора не только были хорошими теоретиками, но и успешными практиками. Жаль, что в Украине до сих пор преимущественно через знакомства устраиваются на работу.
В нашей компании некоторые работники доучиваются в сильноразвитой внутренней системе профессионального образования, другие — получают второе образование в лучших профессиональных вузах, где учебный процесс проходит нормально. Но молодые поколения университетских студентов рассказывают, как иногда преподаватели неделями не появляются в аудиториях, а прийдя, читают по учебнику. Учатся лишь те, кто хочет учиться — самостоятельно ищут интересные материалы, сидят в библиотеках, покупают книги, а это пять-десять процентов, другие — ходят ради диплома. У них — работа, семья, дети... И если бы можно было наперед заплатить за диплом, то так бы и поступили.
Произошел моральный и профессиональный упадок: нет уважения студентов к преподавателям и наоборот. Но очень скоро все поймут, что сегодня на рынке труда нужен конкурентоспособный выпускник вуза. Профессора совершенствуются, подрастает новое поколение ученых, поднимается оплата преподавателей, а дипломы без знания будут никому не нужны.
— По вашему мнению, работника стоит обеспечивать социальным пакетом или лучше стимулировать его карьерным ростом и зарплатой?
— Социальный пакет нужен обязательно. Он также служит доказательством ответственности дирекции перед своей командой. «Крафт Фудз Украина» обеспечивает работникам медицинское страхование, оплачивает обеды. Есть доступ к фитнес-центру рядом с офисом, чтобы коллеги могли поупражняться в свободную минуту утром или после обеда. Получаем билеты на спектакли, концерты, а потом я хожу и прошу: «Сходите». Ведь наша молодежь работает так азартно! В пятницу в девять вечера они еще в офисе. Иногда я выхожу в коридор и шучу, мол, выгнали всех из дома?.. В субботу—воскресенье тоже застаю их за работой. Им неинтересны телевизионные программы и надоедает гулять по городу, разве что могут пойти с друзьями на кофе, пиво... А на работе достижения видны очень четко. Например, кто-то из работников получил еще один процент рынка! Тогда ребята и девушки откупоривают шампанское, похлопывают друг друга по плечу, сверяют данные на компьютере... Они еще не осознают какого-то противоречия между трудом и физическим, психическим, эмоциональным отдыхом...
Еще пример. Недавно в западноевропейских отделениях «Крафта» решили создать отдельные отделы, которые бы следили за графиками разработки и утверждения новых рекламных кампаний, съемок роликов, запуска на рынки новых марок... Мои бренд-менеджеры, их ассистенты, маркетологи давно именно эти циклы отслеживают!
Работницы компании не боятся рожать, потому что знают, что не потеряют работу. На их местах работают тоже наши, пока те не вернутся. А потом на служебных машинах или такси отлучаются домой кормить младенцев. И если у них обеденный перерыв продолжается вместо часа — полтора, а то и два, — это никого не удивляет. Они наверстают в свободное время или дома на компьютере. А я тем временем новорожденных мысленно зачисляю в штат «Крафт Фудз Украина».
— Разве не лучше взять нового человека на освободившееся место?
— Новому человеку нужно три месяца — полгода для адаптации. Мы не знаем, как он сработается с другими. А так своим предоставляем возможность расти профессионально, овладевать смежными профессиями. Кстати, если человек постоянно учится, совершенствуется, он меньше думает, как сбросить коллегу с карьерной лестницы, не расспрашивает у конкурентов о зарплате и условиях труда... А когда какая- нибудь мама возвращается из декретного отпуска, человек с ее места идет на другую освободившуюся должность. В компании происходят постоянные миграции: из маркетинга в финансы, из сбыта в маркетинг, из закупки в сбыт... Каждый может себя попробовать и показать. И как только появляется соответствующая вакансия, занимает ее. Когда приобрели фабрику по производству чипсов, не было кадровой проблемы.
— «Крафт Фудз Украина» часто выступает меценатом многих акций. И здесь ваши вкусы переборчивы...
— Мы чувствуем, что как производитель имеем социальные обязанности перед украинским обществом, частью которого мы являемся. Международная компания «Крафт Фудз» всегда содействовала культуре. Культура наиболее подходит нашим брендам — в ней и романтика, и лиричность, и оригинальность, и совершенство. Когда сдаю финансовые отчеты в Вене и Нью-Йорке, меня понимают.
Поддерживаем все свое — ценное украинское, чужому у нас есть кому содействовать. Наша меценатская деятельность охватывала почти все музыкальные жанры: оперу, балет, фольклор, поп-музыку. Мы стали катализаторами для многих телевизионных каналов, начав процесс дублирования фильмов на украинский язык на УТ-1, а позже в программе «Империя кино» на «1+1».
Дальше продолжаем поддерживать литературный конкурс «Коронация слова». Хочу, чтобы молодым людям было что читать.
Меня очень огорчает репертуар FM-радиостанций. Переключая волны, только иногда наталкиваюсь на украинскую песню. Приходится в автомобиле возить диски. Думаю, что сделать, чтобы украинские исполнители зазвучали в эфире...
«КАЛЬКУЛЯЦИЯ» НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
— Почему реклама на международные известные брэнды иностранными режиссерами и операторами снимается за границей?
— В 1996 году, когда нужно было отснять первый ролик для шоколада «Корона», в Украине не нашлось профессиональных клипмейкеров, и актеры считали унижением сниматься. Мы были вынуждены работать за границей. Просмотрев работы двадцати лучших европейских режиссеров, решили работать с итальянцем Серджио Салерни, который в свое время также творил для Дома моды Версаче.
Кстати, если хотите понять чей-то национальный характер, просмотрите их рекламу. Немцы — холодные, французы — романтичные, но не совсем понятные, итальянцы — теплые, эмоциональные, открытые, очень похожи на украинцев.
Над идеями роликов работает рекламное агентство в Украине. Затем нанимается компания, так называемый production house, которая уже непосредственно влияет на подбор моделей, актеров, места. И тогда начинаются съемки.
Например, наш «венецианский» клип, где женщина входит в ванну, пробует «Корону» и мечты уносят ее в Венецию, вместо трех дней снимали девять. Ах, эти итальянцы в работе! В Милане режиссер нашел богатый дом с большой гостиной, с балконом, дорогими люстрами, но... без ванны. Пришлось покупать джакузи и воду носить ведрами. Тогда модель попробовала залезть — холодно. Все на площадке подогревалиду. Потом оператор ездил еще за пеной для ванн...
«Танго» снималось в Буэнос-Айресе. Нам был нужен местный режиссер, который бы понимал в совершенстве культуру танца.
А рекламу для шоколада «Спокуса» снимал уже украинец Игорь Стекольников — на изысканном подносе кусочки шоколада и женская и мужская рука касаются друг друга.
Процесс от рождения идеи до ее воплощения на пленке и показа на телевидении может продолжаться до года.
— А эти ролики идут во всех странах?
— «Корону» показываем в Украине и Литве, где производят ее соответствие. Шоколад теперь появился и в России, но там колеблются использовать наш рекламный ролик, дескать, потребители при тестировании не поняли его сути.
Сложно, чтобы один ролик был эффективен во всех странах. Например, «Milka», где зверек заворачивает шоколадную плитку в обертку, имеет высокий рейтинг в Украине и Австрии. А в Польше он менее эффективен. И кто знает — почему?
— Господин Юрий, на ваш взгляд, к каким народам украинцы ближе в восприятии рекламы?
— Если вам понравились ролики «Короны», то их создавали итальянский, бразильский и аргентинский режиссеры. Мы не нашли среди клипмейкеров из Германии, Англии, Франции тех, кто мог бы проникнуться этой кротостью, романтичностью, мечтательностью, теплотой.
— А не может это означать родство нашей общественно-экономической политики с этими народами?
— Это очень глубокий вопрос. И нужно, наверное, к самому Веберу обратиться, к протестантской этике, духу капитализма, и тому подобное. Политологи и социологи давно подметили, что коммунизм легче всего прививался в Южной Европе, а не в протестантских странах Северо-Западной Европы. И в этом есть доля правды. Иногда сами себя критикуем за собственную мягкость, чрезмерную доброту и доверчивость, за прямолинейность. А, например, поляки уже другие. Непросто обобщать, существует ли между нами существенная разница? Чтобы понять, что будет успешным на украинском рынке, мы очень часто смотрим, что имеет успех на польском. И в основном наши исследования подтверждаются. Если бы я был профессором социологии, собрал бы все ролики Европы и увидел, как они много могут рассказать о людях, рынках и национальных характерах.
СПРАВКА «Дня»
Юрий Логуш — председатель правления ЗАО «Крафт Фудз Украина», производителя известных марок сладостей «Корона», «Milka», «Украина», «Веселка», «Siesta», «3 Біт», картофельных чипсов «Люкс», «Эстрелла» и импортера кофе «Jacobs», «Maxwell House». Благодаря его поддержке в Украине проходили Международный балетный конкурс им. С. Лифаря, Международный оперный фестиваль в Одессе «Золотая корона», фестивали народного музыкального творчества «Боромля» на Сумщине и «Червона рута» в Киеве, концерты Капеллы бандуристов и впервые в программе «Империя кино» на «1+1» шли фильмы, адаптированные на украинский язык. В поисках украинского бестселлера продолжается литературный конкурс «Коронация слова».
Юрий Логуш также — член Совета правления «Крафт Фудз» Центральной и Восточной Европы, Центрального Востока и Африки.
До этого, в 1994—1995 годах он — генеральный директор KPMG/Barents Group, чьей задачей было развитие инвестиционной/банковской деятельности в сотрудничестве с крупнейшими международными корпорациями, инвестиционными фондами и перспективными украинскими предприятиями. Среди его клиентов, вложивших инвестиции, — бельгийско- индийская компания «Sun- Interbrew» — производитель известных пивных брэндов «Черниговское», «Рогань», «Stella Artois»...
В 1992—1994 гг. — генеральный директор в Украине RJ Reynolds Tobacco International i RJR-Nabisco. Создал совместные украинско-американские предприятия с табачными фабриками во Львове и Кременчуге. На момент перехода на другую работу достиг первенства на рынке.
До приезда в Украину в 1980—1992 гг. — генеральный директор Garden State Health Plan в США. Разработал инновационную концепцию комбинированного медицинского страхования и комплексной медицинской опеки.
В 1975—1992 гг. доктор экономики, профессор Юрий Логуш основал и возглавил Институт Международного Бизнеса в Нью- Йорке, разработал программы совместных научных исследований и обмена преподавателями и студентами между странами, в том числе, Украиной. Одновременно соосновал и был заместителем декана, заведующим кафедр экономики, международного бизнеса, научного менеджмента Высшей Школы Деловой Администрации в университете Фордгам в Нью-Йорке.
Вел консалтинговую практику. Среди клиентов: ООН, Центр Транснациональных Корпораций, Расчетная и Исследовательская Палата Конгресса США, Республиканский Национальный банк и CityBank в Нью-Йорке, Министерство угольной промышленности Польши, Академия наук Польши, Институт Мировой Экономики в Румынии, фирмы American Cyanamid, Farrell Lines.
Сейчас он в Совете Директоров экономического образовательного и исследовательского консорциума, который руководит магистерской программой по экономике в Киево-Могилянской академии, также член Совета правления Американской торговой палаты в Украине, член- корреспондент Украинской академии кибернетики и технологии, академик Академии наук Украины (Национального Прогресса), Научного Общества им. Т. Г. Шевченко, Украинской вольной Академии Наук.
Награжден знаками отличия Национального научного фонда и Фулбрайт (США), Польской государственной наградой за академические достижения, украинскими государственными наградами.
Родился в Германии в семье украинцев.