Участники инвестиционных компаний бьют тревогу: постановление НБУ №421 может спровоцировать волну проблем на фондовом рынке. Напомним, что оно запрещает убыточным банкам досрочно погашать свои долговые ценные бумаги за исключением случаев, когда они погашаются по цене ниже 50% номинала и такое погашение не ведет к существенному ухудшению ликвидности банков.
По словам генерального директора Украинской ассоциаций инвестиционного бизнеса (УАИБ) Андрея Рыбальченко, организация намерена обратиться в суд с иском об аннулировании данного постановления. Кроме того, обращение ассоциации направят и в Генеральную прокуратуру, чтобы она изучила действия НБУ на предмет нарушения Конституции и ряда законов. Рыбальченко уверяет, что на рынке облигаций сейчас наблюдается тенденция, когда, прикрываясь финансовым кризисом, многие эмитенты искусственно не выполняют свои обязательства.
По данным УАИБ, на начало августа уже 26 отечественных эмитентов допустили технический дефолт. Причем их облигации имели в своих портфелях более 200 инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов. В итоге это может повлиять на способность последних осуществлять свои финансовые обязательства. Среди нежелающих рассчитываться по долгам находятся и банки. По словам члена совета УАИБ Игоря Когута, только в ближайший месяц украинские банки имеют оферт и погашений на 950 миллионов гривен.
Некоторые банки уже начали не платить, говорят в инвестиционной компании Concorde Capital. По ее данным, дефолт по некоторым облигациям уже допустили «Укргазбанк» и «Родовид Банк». На просьбу «Дня» прокомментировать ситуацию в пресс-службе «Укргазбанка» пообещали предоставить официальную позицию руководства до конца дня. Однако ответ не поступил. Вместе с тем источники «Дня» в этих банках говорят, что, пользуясь вышеупомянутым постановлением, они лишь намерены отсрочить погашение на определенный строк, а потом исполнить их.
В Concorde Capital считают, что неисполнение оферты в связи с указанным постановлением НБУ может быть легко оспорено инвесторами в суде. И добавляют, что действие постановления не даст позитивного эффекта банковской системе, однако негативно повлияет на облигационный рынок. Кроме того, в большинстве случаев держателями облигаций являются сами банки, а на фоне таких новостей компании реального сектора также будут стараться не исполнять оферту.
Этому способствует наличие многих схем уклонения по выплатам облигаций, считает Рыбальченко. Основными махинациями является вывод эмитентом облигаций имущества и фиктивное банкротство. Еще одна схема предусматривает, что эмитент облигаций отказывается исполнять свои обязательства, отправляя облигационера (держатель облигаций) к андеррайтеру (тот, кто осуществлял размещение облигаций). Однако не все андеррайтеры согласно договору должны выкупать выпущенные облигации. Или предприятие отказывается выкупать облигации в связи с отсутствием денег, но при этом покупателю облигаций параллельно предлагается третьим лицом выкупить их за 50% от их номинальной стоимости.
По словам представителей инвестиционных компаний, существующие механизмы защиты собственников облигаций не обеспечивают соблюдение их прав и интересов, а законодательная база не позволяет осуществить должный контроль со стороны Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. «Все это создает благоприятную почву для возможных мошеннических действий эмитентов облигаций», — подчеркивает гендиректор УАИБ. Чтобы в будущем упредить повтор подобной ситуации, сейчас над разработкой эффективной системы контроля на рынке корпоративных облигаций работает группа, в состав которой входит ГКЦБФР, Ассоциация фондовых торговцев (АФТ) и УАИБ, что позволяет объединять операторов и инвесторов фондового рынка. «Мы хотим ввести понятие «собрание облигационеров», разработать порядок осуществления действий при оферте, чтобы исключить возможность эмитента разными техническими методами избегать выполнения своих обязательств», — рассказывает Когут. — Ми также намерены добиться того, чтобы требования держателей облигаций удовлетворялись не в последнюю очередь».