Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Корвет в тумане,

или Кому и как будет экспортировать Украина военные корабли?
29 августа, 2012 - 11:39
ФОТО УНИАН

На протяжении последних лет власть обещает возродить в Украине военное судостроение. В советское время отечественные судостроительные предприятия в значительной степени выполняли именно оборонные заказы. С распадом Советского Союза Украина сначала закончила строительство заложенных ранее судов, потом заводы выживали за счет строительства судов гражданских, военные корабли почти не строились. Сейчас же некоторые заказы такого рода украинские корабелы имеют. Например, «Феодосийская судостроительная компания «Море» строит для Государственной пограничной службы Украины патрульный катер типа «Орлан», а для ВМС Китая — четыре десантных корабля на воздушной подушке «Зубр».

НОВЫЙ ПРОЕКТ — НОВЫЕ НАДЕЖДЫ

Но, рисуя радужные перспективы отрасли, нынешняя власть прежде всего говорит о государственном заказе на строительство серии из четырех корветов для украинских Военно-Морских сил. Его получил «Черноморский судостроительный завод». Корветы будут строиться по технологии «стэлс», включать новый вид радиолокационной станции, современную гидроакустику, единую автоматизированную систему управления. Оружие же будет импортироваться из Европы.

Как указывается в концепции государственной целевой оборонной программы строительства кораблей класса «корвет» по проекту № 58250, ее выполнение позволит «предлагать на международном рынке вооружений конкурентоспособные корабли и технические средства». «Украина в состоянии строить корабли и будет строить корабли на протяжении долгих лет наивысшей сложности. Я вам это заявляю со всей ответственностью. Школу мы сохранили», — заверил журналистов министр обороны Украины Дмитрий Саламатин во время празднования в Севастополе Дня флота Украины и Дня Военно-Морского флота России.

Ввиду малого количества корветов, которые планируется построить до 2021 года, строительство это и в самом деле пока работает в большей степени на имидж страны. «Если мы будем иметь четыре таких корвета, то в будущем один будет находиться на текущем ремонте, один — на «отдыхе», контролировать границы остаются две единицы. Но для контроля над береговой линией в 3000 километров этого маловато. А те корабли, которые мы уже имеем, свой век постепенно отживают», — делится своими размышлениями первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий. Он считает, что такая малая серия делает корвет проекта № 58250 слишком дорогим (сейчас государство выделяет на нее 16 млрд грн.). «К тому же для корвета этот корабль слишком большой, это — скорее фрегат», — добавляет эксперт.

С одной стороны, спрос на военные корабли в мире существует постоянно. По подсчетам компании AMI International, которая годами отслеживала программы закупок военно-морской техники 72 ведущими флотами мира, на период до 2028 года будет построено более 3300 военных кораблей. В частности, ожидается появление 242 десантных кораблей, 93 корветов, 243 фрегатов, 145 эсминцев. С другой — международный рынок военно-морской техники довольно сложный. Новые корабли на экспорт активно строят страны, имеющие развитую судостроительную промышленность, европейскими лидерами является Франция и Германия. Попасть же на него не так просто. Более того, в 2011 году эксперты отмечали рост конкуренции на нем. И прежде всего это связано с тем, что на рынке активно продаются корабли, отслужившие уже лет по двадцать. Часто их продают США или Великобритания, строя при этом для своих флотов новые.

РОССИЯ ПОЗАБОТИЛАСЬ О СВОИХ КОРАБЕЛАХ

Еще два года назад власть могла тешить себя надеждой, что украинские судостроительные заводы наконец загрузит заказами соседняя Россия, активно взявшаяся обновлять свой флот. Когда в 2010 году подписывались «харьковские соглашения», некоторые украинские политики и эксперты говорили, что «благодарные» россияне будут строить новые корабли для Черноморского флота России на наших заводах. Более того, член комитета Госдумы РФ по обороне Михаил Ненашев заверял, что новое соглашение по Черноморскому флоту открывает возможность для строительства российских кораблей на украинских верфях. Россия якобы хотела в рамках программы обновления ЧФ строить здесь 15 военных кораблей. Тем не менее, эти заказы достались российским корабелам. Как заявил недавно командующий ЧФ РФ контр-адмирал Александр Федотенков, первые три подводные лодки и три сторожевых корабля нового поколения флот получит уже в конце будущего года. Серию подводных лодок заложили на Адмиралтейском объединении «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, сторожевиков — на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде.

Впрочем, соглашение о замене кораблей ЧФ РФ новыми Украина с Россией пока что так и не подписали. В частности, одна сторона хочет, чтобы с ней согласовывался каждый шаг и иметь полный перечень вооружения новых кораблей, а другая — максимальной свободы передвижения. Учитывая по крайней мере видимое упрямство обеих, когда это случится, еще не понятно.

Следует также понимать, что Россия стремится обновить свои военно-морские силы кораблями современными, с использованием новейших технологий и тому подобное. И для нее важно не только загрузить работой свою промышленность, но и чтобы корабелы, строя их, набрались соответствующего опыта. Да, именно желанием получить новые технологии объясняло в 2010 году российское руководство намерения приобрести во Франции вертолетоносцы «Мистраль». Мол, в сфере военного судостроения они опережают российские. А так есть возможность перенести ключевые технологии и соединить их с теми элементами передовых технологий, которые в России уже существуют.

Осенью 2011 года на «Средне- Невском судостроительном заводе» заложили корабль противоминной обороны нового поколения. Спроектированный Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», корабль проекта 12700 «Александрит» строится на основе унифицированного корпуса из стеклопластика. Он будет уничтожать мины на безопасной для корабля дистанции, применяя новейшие высокоэффективные гидроакустические станции.

На новый уровень выходят и эскадренные миноносцы: через три года федерация планирует начать строительство серии из шести кораблей с элементами противоракетной и противокосмической обороны. Корабли, которые должны построить «Северная верфь» и «Балтийский завод», уже проектирует петербургское Северное проектно-конструкторское бюро. Оригинальная архитектура надстройки фрегатов проекта 22350 и композитные конструкционные материалы («стэлс») снижают его радиолокационную и оптическую заметность.

Да и еще вопрос, действительно ли Россия стремится обновить флот на Черном море. Еще в советское время было понятно, что в случае боевых действий с блоком НАТО этот флот, уже не имея возможности пройти через проливы в Средиземноморье и дальше, сразу становится в черноморской ловушке уязвимой целью. Сейчас же присутствие ЧФ РФ в Севастополе для России является делом престижа. И здесь уже не важно, что корабли устаревшие (большинство зрителей на военно-морском параде все равно этого не замечают). Главное, что они есть.

В силу указанного, особые надежды возлагать на Россию не приходится. Тем более что она и сама экспортирует военные корабли.

Но для украинских корабелов строительство современных военных кораблей — это хороший опыт. Главное, чтобы они его действительно смогли получить. К сожалению, Украина никогда не отличалась стабильным финансированием военных проектов. По наблюдениям экспертов, вооруженные силы обычно получают не более 30% прописанных бюджетом средств. Да еще и — в конце года и в основном из специального фонда.

Поэтому остается надеяться, что ЧСЗ будет получать финансирование вовремя, и вовремя до 2021 года построит четыре заказанных корвета. И у нас не повторится «польский» сценарий. Напомним, наши западные соседи собиралась строить серию многоцелевых корветов Gawron. Планировалось построить семь корветов на основе немецкого проекта EKO A-100. Первый заложили в 2001 году на военно-морской верфи в Гдыне. Но когда стало понятно, что бюджет ВМС такой нагрузки не выдержит, количество уменьшилось до трех, а затем — и до одного. Что, понятно, увеличило стоимость единицы. Проект вышел слишком дорогим. Национальную программу по строительству корветов этого класса свернули. Верфь, уже спустившая на воду корпус корабля, обанкротилась.

Андрей МУРАВСКИЙ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ