Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Красная метка»

На рынок выходят бюро кредитных историй
3 мая, 2006 - 19:26
ПИКЕТЫ ОБМАНУТЫХ ВКЛАДЧИКОВ — КОНЕЧНАЯ ТОЧКА В ПРОЦЕССЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ БАНКОВ. НЕ ПОСЛЕДНЮЮ РОЛЬ В ЭТОМ ИГРАЕТ РОСТ КРЕДИТНЫХ ПОРТФЕЛЕЙ, ОТЯГОЩЕННЫХ «ПЛОХИМИ» КРЕДИТАМИ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Месяц назад, в Украине, одним из первых зарегистрировано «Международное бюро кредитных историй». Его учредители Кредитинфо Груп ХФ (Рейкьявик, Исландия), Национальная ассоциация кредитных союзов Украины и финансовая группа «ТАС». Уставный фонд бюро 5 миллионов гривень. Акции распределены равными долями среди учредителей. Но их список может быть расширен, причем взносы принимаются не столько деньгами, сколько кредитными историями. О рынке таких историй «День» беседует с председателем правления ЗАО МБКИ Андреем КИЯКОМ.

— Насколько актуальными являются бюро кредитных историй для Украины? Продолжается ли и сегодня практика не возвратов кредитов?

— Выдавая кредит, банки, как и прежде сознательно идут на риск. Это возможность не получить обратно выданные клиенту средства, поскольку потребитель кредитных услуг может оказаться неплатежеспособным. В результате у банка сократится ликвидность и он не сможет рассчитаться, если будет такая необходимость, со своими вкладчиками. Это часто случается в последнее время. Это две стороны банковских рисков. В разные времена существования нашей банковской системы, а ей уже более 15 лет, были разные причины и объемы кредитных рисков и, соответственно, не возвратов. В первом десятилетии нашей новой страны, когда банковская система только формировалась, еще не было таких понятий, как инфраструктура оценки потребителя, инфраструктура работы с долгами, инфраструктура возврата кредитов. Тогда недобросовестные потребители просто имели дело с соответствующими парнями в соответствующих пиджаках. Но именно тогда банки имели достаточно серьезные финансовые потери, правда, и по причине значительной инфляции. Это был первый период, который заставил центральный банк страны задуматься о новых принципах надзора. Тогда в банковской системе был создан генеральный департамент, который начал выдвигать определенные требования к банкам с точки зрения оценки ими своих же рисков. Так были заложены основы для стабильной работы банковской системы. Сегодня она находится на третем этапе своего развития, который предполагает создание и совершенствование модели оценки рисков. Центробанк вместе с коммерческими банками разрабатывают сегодня достаточно серьезные многоуровневые критерии, которые помогают банкам оценить риск дефолта клиента и уровень связанных с этим потерь банка. Ситуацию, в которой он находится в тот или иной момент, легко представить в графическом виде: по горизонтали — риск, по вертикали — доходность. Поэтому у классических банков, которые занимаются именно банковской деятельностью, риск в принципе элиминирован ввиду наличия множества процедур. Поэтому риски и объемы не возврата кредитов в банковской системе, по моему мнению, с каждым годом снижаются. Эта тенденция становится еще более заметной с приходом иностранных банков, поскольку банковская технология еще совершенствуется, становится более консервативной.

— Какую роль в этой тенденции призвано сыграть бюро кредитных историй?

— Каждый банк способен создать у себя специальную инфраструктуру и технологию для нее и с их помощью проводить серьезную оценку клиента, оценку каждой транзакции, чтобы затем на уровне правления решать, какие риски возможны в каждом конкретном случае. Такая технология очень хорошо работала на втором этапе, поскольку четко проверялось финансовое состояние клиентов, которыми в то время были в основном крупные предприятия. Тогда оценка клиента при выдаче ему кредита могла тянуться и две недели, и месяц. Сейчас пришло время глобализации, Европа нам «открылась», и, условно говоря, в 1999—2000 годах мы почувствовали, что ресурс юридических лиц заканчивается, поэтому конкуренция в банковском секторе стала возможна как раз на уровне розничного, потребительского рынка, проще говоря, на уровне работы с физическими лицами. Это — огромный массив потребителей. В Европе доля кредитов физическим лицам в целом превышает 50% в общем портфеле банковских кредитов. Поэтому успех в конкуренции за этот сектор зависит от быстрой оценки клиента и соответственно скорости выдачи кредита. Но при этом нередко полностью отсутствует элементарная информация о клиенте. За рубежом банки могут выдавать кредит (в зависимости от объема) за 15—20 минут, поскольку в состоянии оценить клиента по определенным критериям. Это называется системой скоринга. 25—30 параметров дают единый балл. Но это упрощенный вариант, который не обеспечивает даже 50—60- процентной гарантии от возможного дефолта, особенно в нашей стране, для которой характерна особая ментальность и скрытые доходы. Посему наиболее эффективный ресурс для скоринга предоставляют именно бюро кредитных историй, которые обладают огромнейшей базой данных. Массив их информации учитывает многие факторы (работу клиента с банками, страховыми компаниями, оплату коммунальных услуг, услуг мобильных операторов, информацию из государственных реестров о движимом и недвижимом имуществе, информацию из судов, налоговых органов). Сбор информации осуществляется в исторической ретроспективе. В результате мы получаем балл, наиболее приближенный к истине, поэтому в странах, где работают кредитные бюро, риск не возврата кредитов снижается до 90%.

— Вы говорите только о физических лицах, но есть же еще и малый, и средний бизнес, который является важным клиентом банков.

— Естественно, действующими лицами кредитных историй являются не только физические лица, но и малые и средние предприятия, сельскохозяйственные предприятия, в том числе собственники кредитных карточек. В отличие от крупных юридических лиц, где превалирует корпоративная рейтинговая оценка, в этом сегменте рынка ведущую роль играют кредитные бюро. Предприятия малого и среднего бизнеса даже по сегодняшней технологии получают кредиты по достаточно сложному варианту. Естественно, они начинали бизнес с незначительными финансовыми ресурсами. Это обстоятельство накладывает отпечаток на оценку рисков, которую делают банковские клерки, исходя из субъективных соображений. В результате звучит резюме: кредит не выдавать.

— Как избежать такого подхода?

— Тут многое зависит от самого клиента. Он должен понимать, что ему очень выгодно, чтобы банк располагал информацией о нем и, в первую очередь, положительной, сконцентрированной в бюро кредитных историй. Она даст дополнительный балл для получения кредита ввиду отсутствия у многих банков тривиальных консервативных критериев, которые должны использоваться при оценке возможности кредитования малого и среднего бизнеса.

— То есть такие предприятия должны быть заинтересованы, чтобы выдать информацию о себе бюро кредитных историй?

— Все так называемые потенциальные субъекты кредитных историй должны быть в этом заинтересованы, именно в положительной информации, потому что, во-первых, по закону информация может попасть в базу данных кредитного бюро только с согласия клиента. Но если клиент на это не согласился, то банк имеет право по закону не выдать ему кредит, не объясняя причин. Во-вторых, если информация, запрашиваемая банком, отсутствует в кредитном бюро, то есть клиент ранее мог отказаться предоставить о себе информацию, то это может быть дополнительным сигналом для банка не выдавать кредит, поскольку возможны определенные риски. Учитывая эти два фактора, а также то, что, имея большинство положительных историй, я получу кредит намного быстрее и намного более объемный и выгодный (как показывает практика, можно говорить о 2-3-процентном снижении стоимости кредита при наличии положительной информации из бюро).

— Насколько велика вероятность того, что какие-то предприятия захотят подать неверную информацию о себе или утаить негативную информацию?

— Конечно, от этого никто не застрахован, но информация идет не только напрямую от предприятия, она поступает также через так называемых посредников, какими являются банки и другие финансовые институты. На момент подачи предприятием заявления о выдаче кредита банк требует определенный перечень документов. Этот перечень проверяется всеми службами банка и даже на этом уровне нивелируется неправдивая информация. А мы, как бюро кредитных историй, обладаем большим массивом информации, правдивость которой мы проверяем, пользуясь разными источниками.

— Какая сегодня ситуация на рынке кредитных историй в нашей стране? Он уже работает или только формируется?

— Еще в 2000 году началась дискуссия по закону о бюро кредитных историй. Закон «Об организации формирования и обращения кредитных историй» был принят в июне 2005 года и вступил в силу с начала этого года. Важность самого рынка прочувствовали прежде всего банки и объединились в проект так называемого первого всеукраинского бюро кредитных историй или, как его иначе называют, проект Ассоциации украинских банков. Я глубоко не знаком с тем, что происходит в данной структуре, но, по моему мнению, сегодня там идет подготовительная работа к старту операционной деятельности, хотя бюро было зарегистрировано еще в июне прошлого года. Есть также бюро, которое работает под эгидой Приватбанка, точнее, с его участием. Оно уже имеет, наверное, неплохой массив информации и проводит торговлю элементами кредитных отчетов из базы данных Приватбанка. Очень важный момент: Приватбанк декларирует, что он работает только в рамках закона о банках и банковской деятельности, в котором имеется такое понятие, как банковская тайна. И только истинно кредитное бюро, предоставляя такую информацию, не нарушает банковскую тайну. Согласно Закону о банках и банковской деятельности банки могут между собой обмениваться негативной информацией о клиентах, поэтому в Приватбанке работают пока в таком режиме. Мы же с первых дней начали себя «истязать» и готовились к работе в рамках всех позиций упомянутого закона. Ведь кредитное бюро — это структура, к которой должно быть максимальное доверие; в ней должна обеспечиваться сохранность информации при ее передаче и даже при хранении в бюро; оно должно иметь серьезную возможность для удержания архива информации (до 10 лет); для чего необходимо соответствующее сложное программное обеспечение, позволяющее работать в режиме он-лайн для эффективного предоставления клиенту скоринга; должны быть четко прописаны внутренние процедуры работы для всего коллектива, которые предполагают сохранение тайны, а также обеспечены оперативность и эффективность работы, чтобы не было задержки подачи информации. Если всего этого удастся добиться, тогда такое бюро будет иметь конкурентные преимущества. Таким путем мы и пошли. Именно наш текст лицензионных условий взят за основу Министерством юстиции, которое сейчас над ними работает, и именно в нем прописаны достаточно жесткие условия, дополняющие названный закон. В соответствии с ними бюро должно обеспечивать как минимум пять вышеперечисленных позиций. В первую очередь это, конечно, сохранность информации. Но формально называться бюро можно только после получения лицензии. А пока у нас есть возможность собирать информацию.

— То есть сегодня на этом рынке присутствуют три субъекта?

— Возможно, есть еще и другие, о которых мы не знаем.

— А лицензии у вас, получается, еще нет?

— Лицензии нет ни у кого, потому что еще нет лицензионных условий, но мы себя готовим к тому, что будем получать лицензию №1, первыми будем внесены в реестр и первый отчет в нашей программной системе продадим уже в июле. Мы — единственное бюро, акционером которого является иностранное кредитное бюро, уже существующее десяток лет. Оно предоставляет нам свое программное обеспечение. Это приоритет, который пока никто не может обойти.

Бюро не может заработать на пустом месте. Должен пройти период накопления информации для так называемой «точки успешности» запроса информации. Мы пользуемся базой данных наших акционеров, у нас уже есть десяток партнеров, с которыми мы намерены подписать меморандум и ведем дискуссию о том, как мы будем передавать информацию.

— Сколько будет стоить отчет?

— Мы стараемся максимально сократить время. Отчеты будут разные, они будут делиться на несколько направлений: так называемый бланковый отчет (идентифицирующий), базовый отчет — расширенный (он предполагает определенные финансовые обязательства в современном описании), стандартный, состоящий из двух частей (предполагает информацию о финансовой ответственности как гаранта, поручителя, по страховым договорам, по прошлым кредитным договорам и т.д.), отрицательный отчет (он будет давать только отрицательную информацию о клиенте). Расширенный отчет включает несколько модулей, в т.ч. и государственный реестр, коммунальные, налоговые платежи и т.д. Цена будет базовой, начальной, но и дифференцированной. Бюро, как и любая система, работающая с массивной информацией, включает в себя модуль биллинга, т.е. при наборе определенного количества баллов или переданных отчетов цена для банка снижается. К примеру, цена за отрицательный отчет при минимальной передаче информации в бюро будет стоить 5 долларов, за расширенный — 4 доллара. Такая разница в цене — очень важный психологический момент. Банки должны понять, что только отрицательная информация им не даст реальной картины, это сужает базу оценки клиента. Положительная информация позволит банкам не утратить доходность, иначе говоря, не отказать клиенту сразу. Если количество переданных нам каким-то банком историй будет превышать 40 тысяч, то отчет для него будет дешевле — 3 доллара. И далее по схеме. Бланк отчета будет стоить 20 центов, в отличии от предприятий, предоставляющих идентифицирующую информацию, где бланк стоит 5—6 гривен. На период начала работы 2007—2008 гг., а также и 2006 г. у нас снижены цены, в том числе и для привлечения клиентов, завоевания доверия. Далее они будут повышаться...

— Когда к вам приходит клиент и просит информацию о себе, это тоже платно платно?

— По закону это бесплатно. Раз в год любое физическое лицо имеет право обратиться в кредитное бюро в любом формате — по телефону, электронной почте и т.д., что будет прописано во внешних инструкциях, которые мы будем распространять — с запросом о передаче ему на руки своей кредитной истории. Чтобы ознакомиться, что-либо добавить или проанализировать, нет ли там неправдивой информации. Если такая информация есть, он делает заявку в бюро, указывает на пункты, которые считает неправдивыми. Бюро делает так называемую красную метку на этом отчете, что означает, что он находится в состоянии проверки, делаются запросы в банки, подавшие эту информацию, и если она действительно несправедлива, часть отчета меняется.

— Чем будет характеризоваться конкуренция на этом рынке, как будут взаимодействовать между собой различные кредитные бюро? Предполагаете ли вы, что им удастся договориться между собой и обмениваться информацией или же они будут как-то «воевать» за место на рынке?

— Есть разные подходы. Есть подход эгоистичный, когда всех как бы загоняют в одну структуру. Есть подход слишком либеральный, то есть что хочешь, то и создавай. Я думаю, и то, и другое — крайности. Россияне, к примеру, в данном случае прописали в законе не возможность, а требование к банкам передавать информацию минимум в два бюро одновременно. Во-первых, для исключения монополизма и для перепроверки данных разных бюро в будущем. Но при этом они еще создали архив в центральном банке, который содержит все данные о том, где, в каком бюро какая информация имеется. Эта идея была интересна и для Украины. В 2004 году, когда я работал в Национальном банке, я предложил создать такое бюро, тем более, что в этом направлении у нас есть опыт. Сегодня работает реестр плохих кредитов, есть доверие к центральному банку. Впоследствии его можно было бы акционировать и перепродать рынку. Пошли другим путем — и сегодня имеем три проекта. По закону бюро у бюро имеет право запрашивать информацию (это обращение платное), что позволит не монополизировать информацию. Что касается корпоративного объединения, то все зависит от развития рынка, решения акционеров. Это сложный вопрос, потому что будет работать, как я предполагаю, различное программное обеспечение, а это самый главный пункт. Поэтому, скорее всего, будет возможность обмена информацией. И ничего страшного нет в том, что каждое бюро будет занимать 20—30 % рынка кредитных отчетов, чтобы нормально работать в том или ином сегменте. Это логично. Россияне создают такое бюро в каждом регионе, потому что там действуют свои банковские ассоциации. Информация — тонкая вещь, поэтому монополизироваться, повышать цены, как-то закрываться — это не правильно. Механизм бюро специально создается в качестве инфраструктуры, которая помогает развитию финансового рынка.

— А не будет ли так, что каждый наш банк захочет иметь собственное кредитное бюро?

— На бюро может претендовать не только крупный банк по активам, но и банк, который силен «в рознице», у которого большое количество выданных кредитов. Ведь продукт бюро — это кредит. Например, менеджмент, акционеры Приватбанка, я так предполагаю, создавая бюро, исходили именно из этого. Наличие большого количества 1000-гривневых кредитов для малого и среднего бизнеса позволяет им говорить о создании собственного кредитного бюро. Что касается остальных банков, то мне кажется, это нелогично и невозможно по одной простой причине. Есть три уровня оценки клиента: аппликационный скоринг, мы о нем уже говорили (без исторических финансовых показателей), поведенческий скоринг (исходит из исторической ретроспективы, но только в рамках самого банка) и есть скоринг кредитного бюро, охватывающий все источники. Поэтому легко догадаться, каков будет уровень «точки успешности», если при каждом банке будет свое кредитное бюро и остальные участники просто будут заявлять в банк информацию. Потратится неимоверное количество времени, учитывая наличие 180 банков. Плюс стоимость информации. Мы выигрываем за счет масштаба. У нас профессиональные акционеры, все мы банковские служащие. Те, кто первыми начал, а мы начали первыми, те, я думаю, и выиграют. Рынок будет за нами, вопрос в достаточно серьезном положительном давлении на изменение ментальности как банков, так и населения, средних и малых предприятий.

— А со страховыми компаниями вы будете работать?

— Конечно, мы с ними уже работаем. Для них продукт бюро кредитных историй будет освещаться с точки зрения «недобросовестности» клиентов. Часто бывает так, что люди имеют страховки в разных компаниях, и на один и тот же страховой случай подают заявки во все. Мы будем вести реестр страховых случаев, реестр собственников автострахования для того, чтобы страховая компания видела, что недобросовестность не происходит. А по страхованию жизни идет еще более серьезная оценка клиентов, потому что это работа на долгие годы по пенсионной программе. Кроме того, страховые компании по закону могут выдавать кредиты, и это уже в какой-то части банковская деятельность.

— А клиент банка, страховой компании может получить у вас информацию о нем?

— Нет. Потому что по закону пользователями бюро кредитных историй могут быть только юридические лица.

— К кому тогда обращаться физическим лицам?

— Есть Национальный банк, который ведет надзор, есть отчетность банков, которая по формальным признакам и по закону должна публиковаться в прессе и люди должны ее оценивать. Но в мировой практике, где, скажем, более развито понимание работы финансового сектора, имеются независимые аналитические агентства, которые, конечно же, могут удовлетворить и такого клиента.

— Сейчас часто возникают вопросы по строительным компаниям: как их перепроверить?

— Как правило, это невозможно, должно быть согласие самой строительной компании. Хотя физически, в зависимости от набранного массива, технологию можно было бы расширить также на проверку строительных и других компаний, которые могут стать риском для физических лиц. Чтобы банки, если они добросовестные, могли четко и жестко контролировать и проверять строителя...

— Может быть, в обозримом будущем этот сегмент тоже будет охвачен бюро кредитных историй?

— Закон это ограничивает. Он определяет единственное направление нашей деятельности — сбор и передачу или продажу кредитных отчетов, в том числе, скоринг.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ