Как и ожидалось, на шестом саммите БРИКС — пяти развивающихся стран, — была достигнута договоренность о создании альтернативы Всемирному банку и МВФ. На встрече в бразильском городе Форталеза Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка заявили о создании собственного банка с начальным капиталом в $50 млрд. Его штаб-квартира будет находиться в Шанхае, а первым президентом станет представитель Индии. У стран БРИКС должен появиться пул валютных резервов, а в перспективе также энергетическая ассоциация, подобная Организации экономического сотрудничества и развития. В то же время, как пишет Reuters, новый банк отражает растущее влияние стран БРИКС, на которых приходится почти половина населения земного шара и около 1/5 мирового объема производства.
В то же время на саммите в Форталези лидеры Бразилии, Индии, Китая и ЮАР воздержались от критики Владимира Путина в разрешении кризиса в Украине. Они лишь призвали все стороны к сдержанности, чтобы этот конфликт можно было разрешить мирным путем.
Станет ли новый финансовый институт стран БРИКС альтернативой МВФ и Всемирному банку? Несет ли какую-то угрозу влияние России в БРИКС для Украины? Об этом «Дню» рассказали эксперты.
«БРИКС — ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Андрей НОВАК, экономист:
— БРИКС — это объединение стран, которые находятся на стадии экономического развития и которые имеют большой потенциал. БРИКС — один из международных проектов Российской Федерации для определения ее статуса как глобального игрока. Пока еще нельзя сказать, что это объединение имеет какие-то конкретные внутренние и экономические правила игры или общие действия. Это скорее больше политический проект для того, чтоб обозначить экономические и политические интересы группы стран, которые входят в это объединение. Эти государства также имеют глобальные перспективы и последующие планы, хотят быть серьезными игроками на международной, политической и экономической аренах. Но у этого объединения есть одно очень слабое место — Россия. Поскольку она после аннексии Крыма и продолжения военных действий на территории Украины постепенно во всем цивилизованном мире становится страной-изгоем. Президент РФ Владимир Путин резко изменил отношение к себе всего мира за последние три месяца. Он уже дошел до того, что далеко не каждый мировой лидер будет встречаться и даже быть на общей фотографии с ним. БРИКС — скорее временное, чем перспективное для будущего объединение.
Относительно банка БРИКС. Ни сами страны БРИКС, ни их структуры, такие как банк не являются угрозой (для западных институтов. — Ред.). Причина простая — страны, которые входят в это объединение очень зависят от западных инвестиций. Экономическое развитие каждой страны БРИКС во многом зависит от ведущих технологий, а они происходят из стран западного мира. Без этих инвестиций и технологий ни одна страна не сможет развиваться, в том числе и те, которые есть в БРИКС. Поэтому с появлением банка не будет угрозы ни на валютном, ни на фондовом рынке, так же не будет угрозы доллару или евро.
Украине угрожает не влияние в БРИКС, а сама Российская Федерация. Она не виртуальная, экономическая и политическая, а военная. РФ посягнула на территориальную целостность Украины. Это — максимальное проявление агрессии одной страны относительно другой. Я уверен, что страны-члены БРИКС не будут поддерживать Россию в этой агрессии против Украины, потому что тогда они также пойдут ее путем — изоляции. А они этого не хотят и не могут допустить, особенно Бразилия, которая очень много потратила на организацию Чемпионата мира по футболу, который недавно закончился. На нем было много средств из западных стран и кредитных ресурсов, которые взяли бразильцы. Теперь, чтобы оплатить этот долг, Бразилии нужно будет серьезно сотрудничать с западными институтами и странами. Поэтому БРИКС — виртуальный политический проект Российской Федерации в смысле позиционирования ее как глобального игрока.
Страны БРИКС никогда не пойдут на конфронтацию с западным миром ради отношений с Россией. Они будут встречаться, возможно, при случае вытягивать какие-то инвестиции из России для своих стран, но не будут идти на конфронтацию с Западом.
«КОНФЛИКТ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ НЫНЕ СКРЫТ, НО РАНО ИЛИ ПОЗДНО ОН СТАНЕТ ЯВНЫМ»
Эрик НАЙМАН, управляющий партнер инвестиционной компании «Капитал Таймс»:
— До кризиса 2008 года ожидалось, что БРИКС станет реальной мощной силой. Однако после кризиса обнажились проблемы, характерные для этих стран. В первую очередь, это — институциональная слабость этих стран, огромная коррупция, неустойчивый экономический рост. Ныне эти государства больше поддерживаются за счет развитых стран — восстановления экономики США и еврозоны.
БРИКС очень большие страны по численности населения и размеру экономики, но только Китай выделяется реально большим влиянием на экономику. Остальные страны — сильные региональные игроки.
Что касается влияния России в БРИКС и угроз для Украины, то я не верю в такую угрозу. Я понимаю антиамериканские настроения во многих странах. Но с другой стороны, все так же зависят от благосклонности США. Поэтому, как только Америка поманит всех пальцем, они отвернутся от России. Сегодня, по большому счету, именно Россия заинтересована сколотить антиамериканскую коалицию. Насколько это удастся — неизвестно. Ныне мы видим, что Кремль пытается восстановить геополитическую конструкцию «а-ля СССР, где Советский Союз выступал второй политической силой. Это контрастирует с интересами Китая, который и занял бы место СССР. Конфликт между Китаем и Россией ныне скрыт, но рано или поздно он станет явным. Поэтому я не верю в надежность подобных конструкций. Тем более, что это очень разные страны в культурной плоскости, структуре экономики и так далее.
Относительно банка БРИКС. В ближайшее время, в частности десятилетие он не будет представлять угрозу для Запада. Для этого им (БРИКС. — Ред.) нужно создать альтернативу СДР (специального права заимствования), а на это у Америки пошли десятилетия. В более слабых экономически и геополитически стран это может занять значительно больше времени, пока они до этого дорастут.
Относительно влияния России в БРИКС. Я думаю, что это создаст определенные сложности при рассмотрении украинского вопроса на Совете Безопасности ООН или на Ассамблее ООН. Украина может стать жертвой компромиссов развитых стран с большими развивающимися странами, которые входят в БРИКС. Угроза, что Украину просто сделают разменной монетой, существует.