Цифровые деньги, и прежде всего их криптографические (криптовиртуальные) разновидности, — своеобразная глобальная матрица цивилизационного развития в ХХІ в. Криптография — это наука о методах создания программ конфиденциальности и механизмов ретрансляции оповещений в такой форме, чтобы их невозможно было прочитать без специального секретного ключа. При этом криптовалютное пространство все время перманентно усложняется и видоизменяется. В то же время постоянные метаморфозы криптовалютного рынка никаким образом не корреспондируются с национальными и межгосударственными законодательно-правовыми регуляторами, которые бы ощутимо дисциплинировали рамки и сущностные процессы данного инновационного феномена.
В глобальном измерении государственные институты упустили момент тотального контроля использования цифровой валюты. Сейчас все попытки запретить применение криптовалюты не имеют смысла. Ведь в большинстве стран мира все более широкий круг признает криптовалюту довольно привлекательным и более приемлемым средством осуществления расчетов по сравнению с государственными (декретными) деньгами.
На сегодняшний день операции на криптовалюном рынке превратились во многомиллиардную индустрию. Такая очевидность вызывает, с одной стороны, энтузиазм киберпрограммистов — разработчиков криптовалюты, а с другой — обеспокоенность и тревогу чиновнической элиты. Ведь продуценты криптовалюты провозглашают актуалитет абсолютного лишения криптовалютного майнинга от контроля государства.
ЧТО ТАКОЕ BITCOIN?
На сегодняшний день насчитывается более двух тысяч разновидностей криптовалют. В то же время в практическом обороте находятся 460 разновидностей с общей капитализацией в сотни млрд долларов США. Среди всех видов криптовалют особою популярность получили цифровые деньги под названием bitcoin (биткоин). Автором пионерного криптографического алгоритма, а также названия «bitcoin» оказался системный инженер из Калифорнии, этнический японец — Сатоши Накамото.
Bitcoin базируется на двух словах: bit — единица измерения количества информации; coin — монета. При этом следует понимать, что биткоины, как и другие разновидности криптовалюты, не имеют своего наличного аналога. Вместо традиционных денег, движение которых отражается на банковских счетах, криптовалюта представляет собой сетевые (условные) деньги в форме записей в сконцентрированном виртуальном пространстве. Вне пределов компьютерного пространства криптовалютный рынок невозможен.
БЛОКЧЕЙН
Очевидно — это один из факторов, почему сейчас действующее нормативно-правовое поле национального и глобализационного измерения действительно не в состоянии ограничить агрессивную «оккупацию» неконтролированных цифровых технологий. Участники виртуальных компаний и виртуальных офисов находятся в разных уголках мира и при этом ведут совместный бизнес, то есть успешно осуществляют геосетевую коммерцию.
Основа криптовалюты базируется на технологии blokchain (блокчейн). Блокчейн — это публичный реестр, или база данных, содержащая всю информацию о транзакциях соответствующей криптовалюты. Речь идет о ретрансляции информации, которая предварительно записана в специальный блок данных фиксированного размера и который специалистами назван hash (хеш). Принципиальной здесь является та очевидность, что блокчейн не структурирован в адресном измерении, как это имеет место в банковских счетах. В юридическом контексте возможно проследить и определить, сколько единиц криптовалюты принадлежат конкретному электронному адресу, однако не физическому или юридическому лицу.
В НЬЮ-ЙОРКЕ, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ С КРИПТОДЕНЬГАМИ, НУЖНА ЛИЦЕНЗИЯ
Поэтому в отношении рынка криптовалют пока отсутствует законодательноправовая определенность. Концепт полицентричности криптовалютного геопростора подтверждает чрезвычайно сложные законодательно-правовые проблемы урегулирования данных процессов в пределах отдельных государств. Для выяснения ключевых проблем, связанных с рынком криптовалют и блокчейном, в июне текущего года на острове Necker Istand прошел престижный саммит. На нем, в частности, отмечен ощутимый прогресс в общественном применении криптовалют.
Так, на данное время Япония официально признала одну из разновидностей криптовалюты — биткоин — законным платежным средством и создала общеприемлемую основу для эффективной регуляции криптовалютного рынка. В Швейцарии на криптовалюту распространяются те же правила, что и на полноценную иностранную валюту. Власти Нью-Йорка ввели правило, согласно которому каждый желающий работать с криптовалютой должен сначала получить лицензию на осуществление такой деятельности, чем фактически признала ее правомочие. В то же время таким образом сделана попытка фиксации субъектов криптовалютных операций. Также финансовый регулятор Объединенных Арабских Эмиратов официально установил правила торговли криптовалютами, благодаря которым вскоре за bitcoin было реализовано 50 объектов недвижимости, выставленных на продажу в Научном парке Дубаи.
ГОСПОДСТВУЕТ МАТЕМАТИКА, А НЕ ПРАВО
Появление и активная популяризация среди интернет-сообщества разнообразных видов криптографических денег, эмиссия и функционирование которых обеспечивается математикой и криптографией, а не законодательно-правовой базой государства, несет в себе системные угрозы, особое место среди которых занимает анонимность и деперсонификация осуществления платежей и финансовых расчетов. В то же время эмиссия соответствующих разновидностей криптовалют не определяется и не связана с финансовым состоянием реальной экономики. Ведь курс криптовалют не подчиняется воле государства или центробанка, а лишь математическим расчетам.
По убеждению миллиардера Марка Гинзбурга, который впервые осуществил дистанционную операцию по продаже материального актива за криптовалюту «эфириум»¹, «смарт-контракты, блокчейн и криптовалюты в ближайшее время обесценят профессию чиновника и нотариуса, сделают ненужными государственные реестры и Бюро технической инвентаризации, разрушат монополию банков и многочисленных посредников». Кстати, криптовалюта является наиболее надежной и защищенной от подделок, потому что именно технология блокчейн исключает такую возможность в принципе, поскольку фальшивую замену пришлось бы ретранслировать в миллионы компьютеров по всему миру.
МАЙНИНГ
Применение алгоритма эмиссии криптовалют, который получил название mining (майнинг), базировалось на идеологеме полной бесконтрольности процедур криптографической шифровки, то есть абсолютной независимости майнеров в сетевом пространстве. Таким образом, майнинг — это генерация криптовалюты в децентрализующей системе. То есть майнить могут все, кто хочет и может. Однако государство вынуждено довольно серьезно отнестись к процессу добычи криптовалюты прежде всего из-за колоссальных объемов потребления электроэнергии. Например, в Исландии добыча виртуальной валюты в текущем году будет требовать в два раза больше энергии, чем нужно для отопления всех жилых домов в стране. Поэтому вопрос ощутимого налогообложения криптовалютной сферы активно обсуждается на правительственном уровне. В то же время понятно, что для таких решений на соответствующей территории должен быть высокий уровень правовой культуры и законопослушности.
ОРУЖИЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ И НЕУПЛАТЫ НАЛОГОВ
На отечественных территориях криптовалюту хотят признать не платежным средством, а объектом собственности, который можно обменивать на другие товары или услуги. Такой паллиатив вряд ли стоит воспринимать серьезно. Пассивность государственных органов относительно понимания и восприятия потенциала криптовалютного рынка вызывает негативные последствия. Сейчас набирают размах коррупционные схемы и махинации, путем которых мгновенно переводятся миллионные суммы в оффшорные лагуны. По прогнозу профессиональных аналитиков, буквально через несколько лет появятся целые отрасли, которые будут функционировать на базе криптовалютных операций. Это — объективная данность цивилизационного развития.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в своем интервью компании CNN признала, что МВФ пытается активно предотвратить использование виртуальных валют для отмывания средств и финансирования терроризма. Вопрос, почему наши власти не предложили соответствующие законодательные изменения, как всегда, останется риторическим. Хотя в стране существует целая служба, которая законодательно уполномочена предотвращать и противодействовать легализации преступных доходов.
Однако Министерством финансов совместно с Госфинмониторингом разработало и представило на соответствующем сайте законопроект по усовершенствованию отдельных норм по вопросам предотвращения и противодействия легализации преступных капиталов, где совсем не упоминается вопрос урегулирования и контроля операций по криптовалютам. Хотя в электронных декларациях многих депутатов уже есть информация о том, что они являются владельцами значительных объемов криптовалюты.
Правовая проблема безопасности применения современной криптовалютной сферы растет. Ведь при этом усиливается возможность осуществления анонимных, несанкционированных операций и расчетов, государственный контроль за которыми практически равняется нулю. При таких условиях усложняется борьба с отмыванием грязных капиталов, чем пользуются проводники легализации доходов от незаконной деятельности как в национальных, так и международных реалиях. Такая очевидность вызывает насущную необходимость законодательно-правового дисциплинирования и прежде всего легализации криптовалютного рынка.
Актуально, объединяя межгосударственные усилия и активизируя собственно национальную силу, узаконить требование по индентификации записей и открытости записей в блокчейне. Сами разработчики криптовалюты утверждают (при индивидуальных беседах) возможность налаживать биткоин-сервисы таким образом, чтобы в них сохранялась информация о пользователях. Это, в свою очередь, позволит в конце концов налоговым органам видеть динамику любой покупки или соглашения.
Осваивая правила криптовалютного рынка, контролирующие государственные органы имели бы возможность проследить: сколько стоили биткоин, лайткоин, неймкоин, пиркоин, фезеркоин и другие криптовалютные разновидности несколько лет назад, а сколько — сейчас. И с разницы собирать налог.
УБИЙЦА МОНОПОЛИИ ДОЛЛАРА
Сегодняшние дискуссии чиновников относительно запретов или ограничений применения криптографических валют в качестве полноценных денег не являются перспективными и актуальными.
Тенденции дают основания прогнозировать, что дальнейшее глобальное распространение криптовалютных объединений становится дополнительным фактором среди факторов, которые обуславливают цивилизационную обреченность потери долларом США роли монополиста в международных расчетах.
Необходимо признать, что традиционно привычная монетарная система хронически устарела в ориентации лишь на интересы банков, крупных корпораций и государственных монополий. Блокчейн и криптовлюты позволяют избежать данного диктата. Это — эпохальное, цивилизационное достижение. Если в прошлые эпохи, в частности во времена промышленных революций, происходила всеобщая централизация финансово-промышленного устройства, то в наши дни наблюдается стремительный дрейф к эпохе всеобщей монетарной децентрализации. Это вызов времени, общественный заказ, которые давно назрели, но стали возможными с появлением технологии блокчейна.
¹При этом покупатель находился в Силиконовой долине, а агентство по продаже актива - в Сан-Франциско.