Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Крымский биодизель: «за» и «против»

В автономии разворачивается производство экологически чистого топлива
14 марта, 2008 - 20:12

Крымский «мешок», соединенный с материком только узким перешейком, ощущает дефицит всех видов топлива и энергии. До последнего времени из экологических соображений на полуострове не производилось и моторное топливо, хотя были проекты строительства завода по перегонке нефти для получения бензина европейского качества. От дефицита топлива страдают и курорт, и сельское хозяйство. Цены на бензин и солярку в Крыму всегда на 5— 10% выше, чем даже в соседней Херсонской области, расположенной на материке. «Наша задача состоит в том, чтобы избавиться от этой зависимости и организовать производство топлива на месте, хотя бы для обеспечения сельского хозяйства», — говорит первый заместитель главы правительства автономии Азиз Абдуллаев. И Совет министров принимает для этого интенсивные меры. За два предыдущих года в Крыму испытана технология переработки рапса и отходов маслосемян на локальных экспериментальных установках, а сейчас разработан и осуществляется проект строительства большого завода.

По крымским данным, ряд регионов мира имеет целые программы реформирования своей топливной отрасли на основе биодизеля — это Европа и Америка, в том числе Южная, страны Азии, в частности, Индия. Сегодня в мире производится по 4 миллиона тонн биоэтанола и биодизеля. Лидер в производстве биодизеля — Германия. Эта страна в год производит около двух миллионов тонн. Это даже больше, чем сегодня Украина импортирует всего дизельного топлива. 17 января 2008 года Еврокомиссия приняла директиву, согласно которой производство биотоплива в 2020 году должно составлять 10% от всего объема выпущенного горючего, причем, до 2010 года в Европе планируется довести этот показатель до 5,75%. В Европе приблизительно 5% биодизеля направляется на использование в фермерских хозяйствах, 45% — для грузовиков, остальное разбавляется и добавляется к дизельному топливу.

Наша страна делает только первые шаги на пути к «биологическому Кувейту». В 2000 году вступил в силу Закон Украины «Об альтернативных видах жидкого топлива». Пока пилотные заводы по производству биотоплива из рапса работают в Херсоне, Полтаве и Львове. Однако в корне ситуация не изменилась. За 2006 год в стране произвели 603 тысячи тонн рапса, а переработать смогли только 120 тысяч тонн. Львиная доля сырья — 475 тысяч тонн — ушла на экспорт. А это значит, что мы сами себя лишили не только более дешевого дизельного топлива, но и дополнительных доходов и рабочих мест. Поэтому в Крыму намерены реализовать самый мощный проект по производству топлива. Специалисты из Крыма уже побывали в Херсонской и Полтавской областях, где на предприятиях устанавливается английская технология, посетили мелкие предприятия, изучили все «за» и «против». Перспективы, преимущества и недостатки проекта обсуждались членами крымского правительства и специалистами на выездном совещании в Советском районе, где и будет располагаться будущий завод. Место выбрано подходящее.

«Наши районы — это степной, центральный Крым и Присивашье — лучший регион выращивания рапса по всем показателям, — сказал «Дню» глава Советской райгосадминистрации Александр Шульга, являющийся автором идеи строительства завода именно в Советском районе. — Нам нужно объединить усилия и построить на современном высокотехнологичном оборудовании завод, отвечающий всем европейским стандартам».

Советский район Крыма лидирует по количеству площадей, засеянных рапсом, соседствует с районами, которые тоже занимаются выращиванием рапса, что гарантирует крепкую сырьевую базу. В прошлом году Джанкойский, Кировский, Красногвардейский, Первомайский, Нижнегорский, Советский и Ленинский районы Крыма выращивали рапс на тридцати тысячах гектаров. В этом году под эту культуру на полуострове отведены гораздо большие площади — почти 43 тысячи гектаров. Однако только часть рапса переработана на топливо на месте, львиная доля семян пошла на экспорт. Задача в том, говорят в Крыму, чтобы этим сырьем заправлять наши местные, а не западноевропейские моторы...

Завод по производству дизельного биотоплива планируется создать на базе простаивающего маслодельного завода, который имеет все нужные коммуникации, технологии и специалистов. 41% акций маслодельного завода принадлежит Фонду имущества Крыма, остальная часть — коллективу завода. На площади в два гектара есть 600 квадратных метров производственных помещений, газо- и электроснабжение, водообеспечение и водоотведение. Здесь же, в поселке, имеются мощности как для складирования сырья — «Советский элеватор», так и для хранения готовой продукции — «Краснофлотская нефтебаза». Причем, сообщение между этими тремя объектами закольцовано, есть и автодороги, и железнодорожные пути для транспортировки топлива за пределы района. Есть техникум Национального аграрного университета, где можно готовить специалистов.

По предварительным данным, создание завода дизельного биотоплива в Советском обойдется бюджету Крыма в 10 миллионов 768 тысяч гривен. Деньги Советская райгосадминистрация планирует получить из государственного (7 миллионов гривен) и республиканского (40 тысяч гривен) бюджетов. Еще 3 миллиона гривен вложит инвестор, которого собираются привлечь продажей пакета акций. Уже подготовлено инвестиционное предложение. По словам генерального директора ООО «Центр бизнес-решений «Оптиум» Татьяны Филипповой, которая разрабатывает бизнес-план, получение биотоплива из рапса очень выгодно аграриям, рентабельность его производства будет составлять не менее 20%, по прогнозным показателям; себестоимость литра биотоплива составляет 3,44 гривни, а рыночная цена — 5,20 гривни. К тому же, производство дизеля из рапса можно считать безотходным: в результате переработки образуются фосфорные удобрения, необходимые для выращивания сельхозкультур, и жмых, используемый для производства гранулированных комбикормов.

Как оказалось, крымские производители рапса смотрят на проблему слишком утилитарно. По расчетам директоров сельхозпредприятий, им предлагают невыгодные условия. Так, по данным прошлого года, тонна рапса стоила 1620 гривен. Заключая договоры на урожай 2008 года, трейдеры уже предлагают производителям 2400 гривен за тонну семян. А цена рапса на мировом рынке еще выше. В Крыму циркулируют слухи, что она может составить более шестисот долларов за тонну. Ну, кто в такой ситуации будет отправлять свое золотое сырье не на экспорт, а на местный завод?

Однако вице-премьер правительства Крыма Азиз Абдуллаев пресек такие мысли. «Надо мыслить глобально. Ведь преимущество биодизеля — в его экологичности, он сгорает практически без токсичных отходов, а количество копоти уменьшается до 50%», — убеждал заядлых экономистов Азиз Абдуллаев. По сердцу Крыму и полная экологическая безопасность самого завода, проект которого гарантирует полную очистку всех отходов и их утилизацию, а также замкнутый цикл водопользования. Именно такие предприятия, по мнению Азиза Абдуллаева, нужны Крыму, который и при самом развитом производстве останется курортной жемчужиной страны.

Нашлись на этот счет и еще более прагматичные доводы в пользу местного завода. Переманить потенциальных «экпортеров» можно двумя способами. Во-первых, фермерам и другим сельхозпредприятиям Крыма предлагают стать акционерами завода, который будет достаточно прибыльным предприятием. Во-вторых, акционеры и поставщики сырья могут пользоваться готовым биодизелем по льготным ценам. И это может оказаться гораздо выгоднее экспорта.

Как видно, на этом поприще нашли себе применение и ученые аграрного университета. Например, директор НИИ «Экобиотехнологий и биотехники» Национального Аграрного университета Украины Валерий Дубровин рассказал о несколько необычных перспективах: «Едешь по трассе, видишь горы хвороста, мусора в лесопосадках, в садах, веток после обрезки. Но это же биомасса, которая может быть использована рационально, цивилизованно. Каждый год на полях горит солома, и это тоже биомасса. Это тоже реальные ресурсы. Наш университет с 1998 года занимается всеми видами биомассы — твердыми, жидкими и газообразными. Современное производство, кроме растениеводства, животноводства и вторичной переработки продукции, получило новую отрасль — биоэнергетику. Вы видите, как подорожало подсолнечное масло и другие продукты растениеводства. Это потому, что часть пищевой продукции начинает использоваться для энергетических целей. О возможности уравновесить пищевую и энергетическую продукцию ведутся разговоры во всем мире, в том числе и у нас в стране. Но не воспринимать биоэнергетику сегодня уже никто не может...». Валерий Дубровин предложил также одновременно с получением биодизеля внедрить технологию создания твердого и газообразного биотоплива и замкнуть производственный цикл. Чтобы котлы на заводе тоже работали на биотопливе, а не на дизельном или на природном газе.

Крымские фермеры также предлагают создать условия для того, чтобы отрасль развивалась интенсивно, а не вширь. Если увеличивать производство рапса, считают аграрии, то нужно не столько увеличивать площади под ним, сколько повышать урожайность. Достичь же европейского уровня в 30—40 центнеров семян рапса с гектара в условиях степной и присивашской зоны Крыма можно только на орошаемых площадях. Значит, надо восстанавливать орошение и даже продлять Северо- Крымский канал. А для этого Крыму придется просить денег у государства.

Всех немного успокоил начальник управления министерства аграрной политики Крыма Владимир Белик, который сообщил, что с дождевальными установками проблемы не будет: «С нынешнего года в Николаеве завод «Гигант» возобновил производство дождевальных установок «Фрегат». Мы встречались с руководством предприятия. Планы у них большие. В 2008— 2009 годах они намерены выпустить около тысячи «Фрегатов». Понятно, что появятся дополнительные затраты на электроэнергию. Правительство в прошлом году компенсировало 80% затрат на электроэнергию, которая использована на полив. В проекте на этот год заложена стопроцентная компенсация. Ну а покупать «Фрегаты» можно будет в кредит. То есть, здесь можно использовать возможности, заложенные в двух правительственных программах: на приобретение дождевальных установок и компенсацию затрат на электроэнергию при поливе».

Однако обнаружились препятствия в области законодательства. Несмотря на обилие законодательных и нормативных актов по развитию производства альтернативных источников энергии, они, как сказала Татьяна Филиппова, не соответствуют европейским стандартам, так как не предусматривают механизмы стимулирования (льготы, дотации) производителей биотоплива.

— Однако все эти проблемы решаемы, — оптимистически говорит Азиз Абдуллаев. — Нас сама жизнь заставит переходить на биотопливо, тем более, что это выгодно по всем параметрам. Поэтому — за дело!

Никита КАСЬЯНЕНКО, пгт Советский — Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ