Валютный рынок на протяжении последних двух недель снова демонстрировал курсовую невесомость. За это время гривня понемногу сдавала свои позиции по отношению к доллару и евро. А Нацбанк, который мог бы стабилизировать ситуацию, неохотно использовал свой боевой арсенал. «День» узнавал у экспертов и участников рынка, что или кто мешает гривне крепко стоять на ногах.
«Имеют место постоянные атаки со стороны населения, импортеров, «Нафтогаза Украины», коммерческих банков. Для стабилизации ситуации Нацбанку нужно постоянно выходить на рынок и тратить золотовалютные резервы. А он вел себя пассивно», — рассказывает о колебании пары гривня-доллар ведущий аналитик информационно-аналитического центра «Форекс Клуб» Николай Ивченко.
Пассивной называли поведение нацрегулятора и другие экономисты, аж пока руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий заявил, что до сентября 2009 года Нацбанк готов направить на поддержку гривни $2,8 миллиарда. Если сказанное трансформируется в реальную плоскость, то это станет одной из наибольших интервенций Нацбанка за целый год. При этом Литвицкий уверил, что НБУ будет сглаживать девальвационную тенденцию и не допустит повторения ситуации, которая была в IV квартале 2008 года. Напомним, тогда гривня обесценилась до исторического минимума: 10 гривен за доллар. Однако, по мнению Литвицкого, анализ текущей тенденции с платежным балансом не дает оснований для чрезвычайного курсового оптимизма. «В платежном балансе, который является зеркалом экономического развития, пока не происходят такие позитивные изменения, которые позволили бы НБУ меньше тратить валютных резервов для поддержки стабильности», — объясняет он.
По словам же Ивченко, Нацбанк хоть и будет выходить на межбанк со своими интервенциями, однако валюту будет придерживать до лучших времен. «Ему и так следует выкупить 10 миллиардов гривен для рекапитализации трех банков. И, наверное, до конца 2009 года эта сумма увеличится. К тому же следует еще увеличивать капитал «Нафтогаза Украины». Вся эта эмиссия, которую должен провести НБУ, подтолкнет вверх доллар. Так вот, пик обесценивания гривни придется на октябрь-декабрь 2009 года, и тогда понадобятся золотовалютные резервы», — высказывает свое видение развития событий Ивченко.
Пока на межбанке можно было наблюдать определенный дефицит валюты, широкое общество до недавнего времени могло без проблем купить «зеленые» в некоторых банках. В таких разногласиях эксперты не видят ничего странного. Мол, Нацбанк вынуждает все банки формировать свои резервы под валютные кредиты в гривне. Поэтому финансовые учреждения (преимущественно, иностранные банки) и продают зарезервированную раньше валюту населению, чтобы получить гривню. «Но для некоторых банков сделаны индивидуальные графики, которые увеличивают период перехода от трех до пяти месяцев. Пользуясь этой нормой, такие банки придерживают валюту», — говорит об исключении из правил Ивченко.
«У нас нет проблем с продажей доллара, — тем временем говорит «Дню» первый заместитель главы правления Проминвестбанка Вячеслав Юткин. — Как дело обстоит в других банках — не знаю. У нас существует излишек доллара... Это связано с тем, что на рынке недостает свободной гривни. Ожидается девальвация, и свободная гривня пытается перейти в доллар. Поэтому гривня в дефиците». По мнению опытного банкира, сегодня финансисты видят девальвационные тенденции на рынке, которые могут сработать осенью. В то же время, он не сомневается, что до осени Нацбанк удержит валютные колебания в радиусе 8—8,15 гривни за доллар. А далее температуру на валютном рынке будут определять политические факторы, приток инвестиций в страну и отношения с МВФ.
По словам собеседника «Дня», приближенного к руководству Нацбанка и пожелавшего оставаться неизвестным, несмотря на намерение НБУ сгладить девальвационную тенденцию, курсовую ситуацию могут подогреть два фактора. Первый имеет экономическое основание и касается погашения осенью внешних долгов корпоративным сектором. Но этот фактор сегодня пытаются страховать сами компании-должники, покупая на рынке валюту.
Второй фактор более серьезный — политический. Мол, Нацбанк попытаются использовать для предвыборной кампании одного из кандидатов в президенты. Поэтому не исключено, что посредством валютных спекуляций курс снова «полезет» вверх, а потом упадет до 7,5 гривни. На вопрос же о том, какой курс сегодня наиболее реалистичен, источник сообщил, что курс 5,05 гривни за доллар уже никому не выгоден. Потому что от него пострадает украинский экспорт, и правительство получит большой дефицит в бюджет, а Нацбанку придется расходовать резервы. Если же отбросить политический фактор и учесть перспективу получения третьего транша МВФ, то гривню можно удержать в пределах 7,5—8 гривен за доллар, говорит собеседник «Дня».
Вместе с тем, избыточных валютных колебаний от срабатывания политического фактора не ждет аналитик ИК «Конкорд Капитал» Андрей Пархоменко. «В течение года мы видели периоды стабильности и нестабильности валютного курса. Причем стабильность курса могла продолжаться несколько месяцев, в условиях постоянной политической нестабильности. Конечно, политическое спокойствие может стать вспомогательным фактором стабилизации для курса гривны, но это не обязательное условие», — говорит он.
Население же, умудренное горьким опытом, при хранении своих сбережений начинает ориентироваться на более спокойную валюту. Так, по результатам социологических опросов, проведенных компанией ИФАК Украина, в июле доверие к гривне восстановилось лишь у 34% опрошенных по сравнению с 24%, которые были зафиксированы в феврале. Причем процент недоверия к национальной валюте и далее остается очень большим — 44% опрошенных. Аналогичная ситуация с доверием к доллару. По итогам опроса, самым надежным средством сохранения денег по мнению украинцев выступает евро.
Рост популярности евро подтверждают и данные по наращиванию депозитов, говорит Ивченко. По его информации, доля депозитов в евро выросла с 13,4% до 14%. «Украинское население еще не привыкло к евровалюте. Она не так «раскручена» у нас на родине, как доллар. Но более опытное в финансовых вопросах население все чаще отдает преимущество евро, чем доллару», — говорит он. Основным преимуществом евро эксперт называет более быстрые темпы его роста на мировых рынках по сравнению с долларом. «Если доллар вырастет, например, на 20 копеек, то евро — на 30—35 копеек, — говорит аналитик. — Кроме того, в долгосрочном плане доллар обесценится по отношению к евро за 1,5—2 года».
Большую перспективу распространения евро среди украинских вкладчиков видит и Вячеслав Юткин. «За последние три года евро зарекомендовало себя самой стабильной валютой... Эта тенденция будет сохраняться, потому что евро еще укрепляется по отношению к доллару. Абсолютно логично, что люди выбирают из корзины валют самую стабильную. Некоторые пытаются даже долларовые запасы переводить в евро, несмотря на большие потери», — подытоживает Юткин.
Доверять евровалюте нужно, но не всегда, говорит, в свою очередь, член правления Universal Bank Игорь Дорошенко. Гнаться за «зелеными» и евро он не советует тем, у кого основные доходы в гривне. «У большинства населения доходы зафиксированы именно в гривне. В данном случае нет надобности переводить деньги в валюту с потерями от конвертации и колебания курса. Если такие вклады будут находиться на сберегательных счетах или депозитах в банке, то вкладчик получает очевидную выгоду. Потому что на данное время вклады в гривне имеют наивысшие процентные ставки», — объясняет банкир. Если же человек имеет в распоряжении свободные сбережения, часть из которых — в валюте, неплохим вариантом будет «валютная смесь». Нужно разделить деньги на три равные части: доллары, евро и гривни. И тогда не будет привязки ни к одной из этих валют. Так можно снизить риски колебания курса.