Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто мешает свободной продаже земли

11 декабря, 2007 - 19:53

Земельный вопрос становится все более актуальным с приближением нового года, когда заканчивается срок действия моратория на продажу сельскохозяйственной земли. Как быть дальше? Это выясняли эксперты на круглом столе.

Заместитель директора Департамента урегулирования отношений собственности и социального развития села Минагрополитики Александр Ковалив уверен, что в случае отмены моратория рынок земли сразу же упадет, а цена на землю уменьшится в десять раз.

Для такого варианта развития событий нужно маленькое, но важное условие. Его озвучил руководитель группы экспертов ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа: «Если бы все органы государственной власти четко выполняли свои функции, а не зарабатывали на этом деньги, тогда бы больших проблем с земельным вопросом не возникало». А сегодня владельцы земельных паев фактически лишены выбора. Большинство крестьян не может обрабатывать землю из-за отсутствия средств на приобретение нужной техники, а на конях далеко не заедешь. Безальтернативным и единственно возможным способом хозяйничать на собственном лоскутке остается аренда. Хотя нынешние арендаторы готовы платить хлеборобам лишь 1,5% от номинальной стоимости земли. «Если появится возможность продажи или другой формы реализации земельного участка, то, понятно, что тогда этот выбор позволит владельцам самостоятельнее и увереннее чувствовать себя при формировании договоров аренды», — детализирует Лапа.

Понимая преимущества свободной продажи земель, Ковалив все же отмечает невозможность сразу же включить для него зеленый свет. «Роль государства — через комплексное землеустройство формировать целостные, минимально неделимые земельные участки площадью 100—200 гектаров по целевому функциональному назначению. И лишь тогда мы можем говорить о свободной продаже и покупке». Провести такую работу можно было давно, считает должностное лицо. У Верховной Рады была возможность внести нужные изменения еще в 2002 году вместе с принятием Земельного кодекса. Но желание нагреть руки на народном имуществе действует, по его словам, безотказно.

В целом же земельный вопрос только отменой моратория не решить. Разрубить этот Гордеев узел ныне не позволяет действующее ограничение о запрете передачи в одни руки больше 100 гектаров. Дальнейшее существование этого запрета, по мнению экспертов, приведет к тому, что средние по размерам сельхозпредприятия (с площадью земель в 2000 га) даже после отмены моратория не смогут эффективно работать. Слишком ощутима разница между участками в 2000 и 100 гектаров. С этим необходимо что-то делать, отмечает Лапа. Как вариант, представитель министерства предлагает ввести комплексный подход и строить не просто рынок земли, а рыночные земельные отношения. С чего же начать?

По мнению Лапы, искать истину далеко не нужно. Достаточно строить три плоскости аграрной политики. Первая включает в себя собственно сельскохозяйственные предприятия, второе дыхание которым обеспечит государственная поддержка, сопровождаемая обоснованными требованиями относительно ведения хозяйства. Таким образом не только поддерживаются производители, но и реализуются необходимые структурные изменения, позволяющие формировать качественную продукцию, способную конкурировать на рынке Евросоюза.

Во второй плоскости — малые сельскохозяйственные предприятия и фермеры. Этой категории хотя и легче достучаться до банковских кредитов, но явно не хватает профессиональной бизнес- подготовки. А постоянные рыночные пертурбации несут дополнительную угрозу: уменьшение шансов на получение государственного возмещения по кредитным ставкам. По крайней мере, об этом свидетельствует практика, отмечает Лапа. Мол, претендовать на компенсации кредитных ставок из госказны смогут лишь те счастливцы, которые получат кредит не больше, чем под 18% годовых. Учитывая то, под какие проценты берут сегодня банковские депозиты, несложно догадаться, что рост стоимости кредитов не за горами.

Третья агроплоскость объединяет больших игроков. Именно они более-менее уверенно чувствуют себя на украинской арене. Ощутимый потенциал последних в реальной жизни измеряется возможностью лоббировать свои интересы через отраслевые ассоциации и выход на IPO. В эффективности последнего механизма никто не сомневается, но позволить его себе могут даже не все большие предприятия. «Нужно понимать, что выход на IPO — это не процесс недели, месяца... Это процесс многих лет настойчивой работы. Необходимо обеспечивать аудит, нормальные бизнес-процессы, прозрачное управление. Поэтому не стоит ожидать, что 20—30% сельхозпредприятий выйдут на IPO», — отмечает Лапа. Реально европейский путь финансовой прозрачности могут ежегодно открывать для себя не больше десяти украинских агрокомпаний. Остальные — будут довольствоваться очередными портфельными инвестициями с новыми акционерами, проектным кредитованием и тому подобное. Кроме того, зону риска создают и те, кто должен бы способствовать созданию стабильных условий работы. По мнению эксперта УКАБ, «здесь (в сфере рисков) больше играют роль системные факторы: регуляторная среда, прогнозированная государственная политика и налогообложение. Нам, например, сегодня не понятно, какое будет налогообложение в январе. Работать в такой ситуации нормально и делать какие-то бизнес-планы очень сложно».

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ