Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто толкает гривну на дно?

Игорь ШУМИЛО: Cам НБУ своими действиями породил и провоцирует на агрессивный рост «черный» рынок»
2 октября, 2014 - 12:41
Кто толкает гривну на дно
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В банковских кругах Игоря Шумило называют одним из опытнейших украинских специалистов в вопросах курсообразования. Длительное время он работал директором генерального экономического департамента НБУ в команде Владимира Стельмаха, а до того — в Министерстве экономики Украины. Именно его кандидатуру представители Международного валютного фонда в 2010 году рекомендовали руководству страны на главу НБУ, поскольку он способен не просто вести профессиональный диалог на любом уровне, но и понимает реальное состояние экономики. Впрочем, тогда с назначением не сложилось.

«День» попросил Игоря Анатолиевича изложить свое виденье причин стремительного колебания курса гривни и способов обуздания «черного» валютного рынка.

Вы согласны с объяснением главы НБУ и Президента, что нынешние колебания курса — работа «черных дилеров» на валютном рынке?

— Сейчас отпечаток на все процессы и события в стране и на валютном рынке налагают военные и экономические действия России. Если говорить о «заслуге» НБУ, то для него сложность проведения политики заключается в очень низком объеме валютных резервов. И это ограничивает его в определенных операциях на рынке. Все это порождает недоверие населения и провоцирует спрос на доллар.

Существующий валютный рынок — это проявление нарастающего недоверия к экономической политике власти, макроэкономической политики правительства и монетарной политики Нацбанка. И предопределенно это не только ухудшением экономической ситуации, но и отсутствием со стороны КМУ и Нацбанка четких объяснений причин экономических дисбалансов (растущая инфляция, значительная девальвация, дефицит бюджета, государственный долг в почти 15% ВВП). К тому же все еще скрывается или искажается информация, которая подается в программе МВФ и которая доносится до общества.

На этот клубок проблем внимательно смотрят внешние инвесторы. Они тоже не видят объяснений, поэтому не спешат с капиталовложениями в нашу страну. Чтобы исправить ситуацию, инвесторам и населению нужно показать, как власть остановит экономическое падение, обуздает девальвацию и инфляцию.

Вы думаете, Президент всего этого не знает или не понимает?

— Он не может не знать, равно как и министр финансов, министр экономики или глава НБУ. Ведь они подписывают программу с МВФ. Но, похоже, у них одна правда для МВФ, а другая — для публичной плоскости. Они не предоставляют рынку всей аналитической информации о том, как те или иные экономические процессы влияют на другие, о тех же основных принципах денежно-кредитной политики. Вы можете, прочитав их, сказать, в чем суть монетарной политики в первом полугодии 2014 года? Как она направлена на преодоление монетарных проблем на валютном рынке? Я — нет. Почему? Потому что все еще, к сожалению, есть ложная или недостоверная информация, как вот, например, показываем сальдо торгового баланса, называем состояние платежного баланса, но не показываем объемы платежей или возврата платежей МВФ. Все это наращивает недоверие населения к действиям правительства и нацрегулятора.

Как остановить валютную панику?

— Нужно решать вопросы сегодняшнего дня и параллельно давать четкую перспективу на 1—5 лет. И только после того как население увидит эту четкость, паника утихнет...

НБУ должен создать рыночные условия для уравновешивания рынка и не позволять колебания курса в разные стороны. А просто заявить позицию «Держите такой курс в таком диапазоне» — не выход.

Вы же не отрицаете, что банки тоже виновны в стремительной девальвации гривны?

— Конечно, банки — не святые. Большинство из них работает со средствами своих клиентов. И есть банки, которые заинтересованы зарабатывать на колебаниях при продаже и покупке валюты. Поэтому на самом деле могут быть те, кто хочет расшатать рынок. Но у нас нет таких больших спекулянтов, а если бы они были, то НБУ мог четко их обнаружить. Поэтому с валютным рынком что-то не так.

Есть ли у НБУ механизмы минимизации финансовых махинаций и появления «черного» рынка?

— Сам НБУ своими действиями породил и провоцирует агрессивный рост этого «черного» рынка. А как иначе, когда в условиях значительной неопределенности и несогласованности макроэкономической политики вводится 100% продажа валюты для крупных экспортеров? При этом им не возвращают НДС, а объемы их экспорта значительно упали. Они вынуждены не показывать всю выручку.

А как остановить «черный» рынок?

— Первое — последовательно отменить все введенные ограничения, в первую очередь для бизнеса. При этом делать это надо с объявлением четких макроэкономических и валютных ориентиров, которых будет придерживаться Минфин и НБУ. Второе — НБУ должен выйти с комплексом конкретных действий, как он будет действовать на рынке рефинансирования. Причем ставки рефинансирования должны быть рыночными, чтобы усилить стоимость гривни, чтобы было больше заинтересованности работать с ней, а не переводить в иностранную валюту. Третье — больше открытости и прозрачности, полное раскрытие информации, которая не составляет банковской тайны. Ведь самая главная проблема сегодня — отсутствие четких объяснений. Если объяснение будет убедительным, то валютный рынок успокоится. Ведь нынешний валютный курс значительно завышен, и гривня сильно недооценена...

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ