Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто уничтожает украинскую энергетику?

(На основе доклада Национальной комиссии регулирования энергорынка)
12 октября, 1999 - 00:00

ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ

Энергетика Украины переживает тяжелейший общеэкономический кризис. Состояние оборудования характеризуется исчерпанием ресурса, финансовое состояние — неплатежеспособностью участников отношений, а отношения в отрасли — плохой управляемостью.

Каждая зима угрожала стране крахом энергетической системы. Представители государственной власти, а вместе с ними и электроэнергетика жили по годичному циклу, суть которого сводилась к прохождению зимы без срывов.

До сих пор краха удавалось избежать. В своем предельном напряжении отрасль способна обеспечить страну энергией. Но в этом году перед государством встают те же проблемы, что и пять лет назад, то есть нам так и не удалось найти механизмов, которые бы позволили переломить общую тенденцию спада.

Это очень опасно. Сколько еще предельных нагрузок может выдержать электроэнергетика?

НА АРЕНЕ — АДМИНИСТРАТОР

Основной проблемой электроэнергетики считаются неплатежи. Накануне каждой зимы государство бросало весь свой административный ресурс на попытку хотя бы частично решить эту проблему, чтобы обеспечить электростанции топливом, а страну — энергией.

В текущем году ситуация обострилась, и уже летом правительство было вынуждено принять ряд мер. Но открытым остается вопрос о том, надолго ли их хватит. Ведь не созданы стимулы к переходу на принципы имущественной ответственности, не выработано рыночное поведение субъектов рынка. Государственное вмешательство становится все более масштабным. А практика свидетельствует, что административные регулирующие мероприятия государства имеют тенденцию к самовоспроизводству, а следовательно — введению все новых и новых административных мер, порождающих лишь неопределенность, поскольку государство не способно отвечать по своим обязательствам.

Попытка органов исполнительной власти подменить рынок и сконцентрировать в своих руках вместо политической власти власть финансово-экономическую и технологическую только усугубляет положение.

Командование потоками и направлениями расчетов с отдельными поставщиками за отдельные виды топлива, как правило, заканчивается значительным ухудшением финансового состояния оставшихся без внимания предприятий (покорно ожидающих своей очереди на разрешение производить те или иные расчеты).

Силовое прикрепление отдельных предприятий-потребителей для расчетов с конкретными компаниями и фирмами всегда заканчивается вымыванием «живых» денег из отрасли и ухудшением ее общего финансового состояния.

Практическая ликвидация Совета энергорынка лишила его участников последней надежды на открытое формирование взаимовыгодных, партнерских отношений между предприятиями, связанными единым технологическим процессом.

Одновременно Министерством финансов ликвидируется действенный источник финансирования работ по регулированию энергетических рынков — платежи их участников. Вместо них планируется задействовать и без того скудные бюджетные средства.

В этой ситуации трудно говорить о сохранении независимости НКРЭ, что по сути означает ее ликвидацию как регулирующего органа и ее перевод на административные методы.

ОБВИНЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВО

Правительство умалчивает, что именно государство и органы местного самоуправления являются главными неплательщиками.

Должниками являются местные бюджеты — это долги сотен тысяч семей, чьи субсидии на оплату электроэнергии не финансируются местными властями. Учитывая напряжение государственных финансов в 2000 году и сомнительность роста доходов всех бюджетов, приходится ожидать дальнейшего роста бюджетного долга перед электроэнергетикой.

Не работает процедура банкротства предприятий-должников. Это значит, что на рынке нет механизма имущественной ответственности по обязательствам.

Государство до сих пор использует электроэнергетику как сектор-донор. Это следует из того, что оно не идет на решительное отключение потребителей- должников. Так, в апреле текущего года 37,4% всех должников были отключены от энергоснабжения ввиду задолженности. Но эта мера не коснулась крупных должников, поскольку отключено было лишь 9,1% объема не оплаченных поставок электроэнергии. Электроэнергетика несет на себе колоссальное бремя отраслевых льгот и льгот различных групп населения.

Ситуация в электроэнергетике настолько плоха, что ни одно решение внутри отрасли не сможет переломить тенденцию спада. Где государство возьмет деньги на оплату электроэнергии для своих нужд и по своим обязательствам перед гражданами? Кто будет поставлять электроэнергию неимущим гражданам, больницам, школам, если государство откажется от них? Ведь без потребителей нет энергетики.

Ответов на эти вопросы пока что нет. Эти вопросы требуют от правительства пересмотреть отношение к электроэнергетике и создать настоящую, новую программу преобразований в самой отрасли и вокруг нее. А пока что электроэнергетика — пример растерянности элиты перед лицом системных проблем.

События минувшего лета показали, что коматозное состояние электроэнергетики может в любой момент перейти в клиническую смерть. Кроме того, приближается зима. Поэтому выход, который видит НКРЭ, заключается в передаче реальных рычагов управления от государства в руки других субъектов. Собственно, должен закончиться процесс, начатый в 1995 году принятием концепции формирования энергорынка. Речь не идет о полной передаче контроля над отраслью — государство должно следить за соблюдением игроками правил игры и регулировать технологические параметры системы.

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ

Возможны и преобразования изнутри электроэнергетики, обеспечивающие ей надежный запас прочности на ближайшую зиму и стабилизирующую ситуацию на энергорынке.

Жизненно необходимо прекратить практику ликвидации вполне законных схем расчетов между участниками энергетического рынка, руководствуясь выявленными нарушениями отдельных субъектов либо, вообще, личным мнением кого-либо из власть имущих. Такая ситуация создает чувство нестабильности, отпугивает фирмы, желающие работать на постоянной основе, и очень привлекает авантюристов, желающих в этой ситуации отхватить разово кусок пожирнее. Нужно расписать условия существования между участниками энергорынка всех возможных схем расчетов и потребовать от монополистов строгого их соблюдения. НКРЭ подготовило эти предложения и выносит их на обсуждение участников рынка.

Энергоснабжающие компании, погасившие долги перед «Энергорынком», должны иметь возможность не перечислять деньги на его распределительный счет, а напрямую рассчитываться с любой энергогенерирующей компанией. При этом «Энергорынок» должен уйти от купли- продажи электроэнергии и работать по принципу биржи — рассчитывать участникам согласно «Закону об электроэнергетике» причитающиеся им платежи и фиксировать финансовые расчеты между ними, ответственность предприятия «Энергорынок» перед участниками энергорынка должна быть повышена.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ