Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто видел украинские дивиденды?

21 октября, 1999 - 00:00


В США 25% граждан являются акционерами. Около половины своих сбережений эта часть населения держит в акциях. Путем увеличения численности и благосостояния акционеров США обеспечивают стабильность и социальный мир в обществе.

В нашей стране в результате массовой приватизации создано около 50 тыс. акционерных обществ различных типов. Однако игнорирование экономических законов при разработке соответствующей законодательной базы уже в скором времени может привести к дискредитации акционерного движения и краху даже того малосильного фондового рынка, который образовался в процессе приватизации.

Акционерные предприятия в Украине сегодня поставлены на грань выживания. Однако 5—6% АО, порядка трех тысяч предприятий все же остаются рентабельными, а некоторые и высокорентабельными. К сожалению, из них не более 2% выплачивают дивиденды акционерам. Это АО «Стирол» (г. Горловка), АСК «Укрречфлот», АО «Волыньгаз», АО «Киевпроект», АО «Лубныфарм» и др. Намерено в ближайшее время выплатить дивиденды крупнейшее в Украине АО — «Укрнефть».

Но большая часть рентабельно работающих акционерных предприятий попросту пренебрегает правами акционеров, дискредитируя тем самым саму идею создания фондового рынка в Украине.

Возьмем АО «Белоцерковский карьер» (Киевская обл.), организованное на базе одноименного арендного предприятия. Коллектив (около 140 человек) получил при приватизации на льготных условиях чуть более 40% акций. Остальные были реализованы на аукционах за приватизационные и компенсационные сертификаты. Сейчас в обществе около 500 акционеров. Продукция предприятия (бутовый камень, щебень, гравий, песчано-гравийная смесь и т.д.) пользуется спросом, что обеспечивает довольно высокую рентабельность (около 60% по уставному капиталу). На предприятии практически нет дебиторской задолженности. Заработная плата выдается своевременно, так же как и пенсии (работники предприятия выходят на пенсию на пять лет раньше положенного срока и за это время пенсия им выплачивается из прибыли). Однако дивиденды за последние три года не выплачивались. Очередное общее собрание акционеров не предусмотрело дивидендов и на следующий год. Аргументация обычная: не хватает средств.

Между тем прибыль предприятия, казалось бы, должна использоваться прежде всего на развитие производства, на омоложение основных фасадов. Однако в 1998 г. только 30% предназначенных для этого капвложений из прибыли использованы по назначению. Большая их часть пошла на строительство жилого дома и на погашение солидного штрафа за несвоевременную уплату налогов. (Кстати, при отсутствии дебиторской задолженности получить такой штраф нужно уметь!) В результате износ основных фондов за три года увеличился почти на 2% и составил по состоянию на 1 января 1999 года около 68%, т.е. практически достиг критического уровня. А это значит, что снизилась фондообеспеченность акций, пошел процесс их девальвации.

Таким образом, на предприятии сложилась парадоксальная ситуация, когда одна часть владельцев акций (140 человек), пусть и в цивилизованной форме, но практически грабит остальных акционеров (360 человек): путем невыплаты дивидендов и снижения фондообеспеченности акций.

Такое положение стало возможным из-за несовершенства законодательной базы. В данном случае действующее законодательство позволило сконцентрировать в руках правления АО, а это, по сути, директорат предприятия, более 2/3 всех акций (так называемые сторонние акционеры, пока еще слабо разбирающиеся в тонкостях дела, выдали дирекции доверенности на право голосования их акциями). Кстати, в цивилизованных странах член правления акционерного общества может представлять на общих собраниях только свои личные акции. В наблюдательный совет, призванный контролировать деятельность правления, в нарушение закона избраны только члены трудового коллектива. В результате все без исключения вопросы решаются правлением, а общее собрание акционеров — главный орган управления, носит чисто формальный характер.

Аналогичная ситуация сложилась и в большинстве других рентабельно работающих акционерных обществ с полной капитализацией (акции государства отсутствуют).

К примеру, чистая прибыль ОАО «Харьковгаз» за 1997 г. (около 1,5 млн. гривен) распределена в 1998 г. по следующей схеме: фонд развития производства — 10%, фонд материального поощрения — 76%, фонд социальной защиты трудового коллектива — 14% («Инвестгазета» от 20.10.98). Как говорится, комментарии излишни. Кстати, и государство потеряло здесь более 100 тыс. гривен за счет отсутствия налогов на дивиденды.

Рассчитывать на новые веяния в деятельности правлений акционерных обществ не приходится. В этом плане трудно не согласиться с опубликованными в одной из газет высказываниями генерального директора Caib Securities Ukraine г-на С.Будкина, который утверждает, что в 90 случаях из 100 менеджмент эмитентов представляет собой людей, которые до сих пор мыслят категориями тонн, погонных метров и т.д. По его мнению, с финансовой точки зрения проблемы рассматриваются ими очень редко («Инвестгазета» от 27.10.98 г.).

В середине прошлого года Кабмин обязал акционерные общества, в которых сохранены государственные пакеты акций, выделять как минимум 25% чистой прибыли для оплаты дивидендов. Естественно, при этом учитывались прежде всего экономические интересы государства.

Думается, что соответствующие нормативы отчисления от прибыли должны появиться (как дополнения) и в законе о хозяйственных обществах.

Прежде всего это создаст одинаковые условия для функционирования предприятий всех форм собственности, а также позволит не пренебрегать основными принципами функционирования акционерных предприятий, обеспечивающих получение дохода на внесенный капитал всеми акционерами.

В свою очередь прибыльность акций положит начало привлечению финансовых ресурсов в экономику страны (по некоторым данным население Украины имеет на руках $10—12 млрд.) путем повышения спроса на акции приватизированных предприятий, которые в связи с этим получат стимул для обоснованной дополнительной эмиссии. А как известно, частные инвестиции простых граждан, будучи вложенными в акции, в большинстве развитых стран составляют фундамент экономики.

По данным «Инвестгазеты», от уплаты дивидендов в стране ежегодно уклоняются более 1800 рентабельно работающих акционерных обществ с полной капитализацией. Если бы все они выплатили дивиденды в объеме 25% от прибыли, то поступления в бюджет могли бы составить не один миллиард гривен. В этом случае стране не пришлось бы так низко склонять колени, выпрашивая кредит у международных финансовых структур.

Николай ДОМРАЧЕВ, акционер
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ