22 июля из Турции должны вернуться все украинские туристы, вокруг отдыха которых в турецкой провинции Анталия разгорелся международный скандал. Напомним, что в начале июля их начали выселять из гостиничных номеров, потому что туристический оператор «Карья тур» (ОАО «Кария Тур Юкрейн») обанкротился и не оплатил проживание в номерах. На то время в Турции по путевкам этих компаний находилось 3,9 тысячи туристов, из которых 1,724 тысячи — украинские.
По данным председателя Государственной службы туризма и курортов Анатолия Пахли, около четырех тысяч человек могут претендовать на денежную компенсацию за неиспользованные туры от компании «Кария Тур Юкрейн». Адвокат этой компании Виктор Мокрицкий сообщил, что по состоянию на 8 июля на счетах «Карьи тур» находилось около двух миллионов гривен и еще около семи миллионов долларов — на депозитах украинских авиационных и турецких гостиничных компаний. По словам адвоката, эти средства будут направляться на разрешение проблем туристов, которые находятся в Турции. Все ли туристы смогут вернуть свои деньги за нереализованное право отдохнуть — пока еще неизвестно.
НУЖНО СТРАХОВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Нынешняя неприятная ситуация с турецким оператором продемонстрировала: покупая путевку даже в достаточно солидной фирме, турист не может на 100% чувствовать себя защищенным от возникновения подобных ситуаций.
Это потому, что в Украине отсутствует обязательное страхование ответственности туристического оператора на случай несостоятельности выполнения им своих обязательств перед клиентом, объясняет «Дню» председатель правления ЗАО «Европейское туристическое страхование» Мирослав Бойчин. По его словам, подобный вид страхования давно действует в Европе, потому там не возникает подобных форс-мажоров. В Украине же для получения лицензии туристического оператора достаточно предоставить банковскую гарантию в размере 20 тысяч евро. Однако в случае банкротства туристической компании реальное возмещение стоимости путевки смогут получить лишь 10—12 клиентов (средняя стоимость путевки в Турции 800 долларов за семь дней), говорит страховщик. По оценкам Бойчина, введение такого вида страхования существенно не повлияет на стоимость путевки, потому что расходы здесь оператора на оплату страховщику страховой премии — 2% от страховой суммы. Например, если страховая сумма 100 тысяч евро, то премия страховщика две тысячи евро. В пересчете на одного туриста — это доплата 1 евро, подытожил Бойчин.
Ввести в ранг закона подобный вид страхования не против в Государственной службе туризма и курортов. «Если бы были страховки, то все было бы проще и безболезненнее»,— говорит «Дню» первый заместитель председателя Государственной службы туризма и курортов Ольга Соколова. По ее словам, ныне проходит обсуждение введения этого предложения с разными государственными учреждениями, туроператорами и общественными организациями.
УКРАИНСКАЯ АНТАЛИЯ В КРЫМУ — РЕАЛЬНО
Существует и иной вариант избежать подобных заграничных туристических форс-мажоров — отдыхать на украинских морях. Однако, если верить официальной статистике, нежиться в водах своих морей украинцы не спешат. По данным пресс-службы Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым, на 26 марта 2010 года количество отдыхающих в автономии составляли 102,9 тысячи человек. Это на 15,2% меньше показателя 2009 года. Причем в санаторно-курортных учреждениях и туристских предприятиях Крыма количество отдыхающих снизилась на 19,8% по сравнению с аналогичным периодом года.
Между тем на традиционно привлекательные зарубежные туристические маршруты украинцы денег не жалеют. Как рассказала «Дню» вице-президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ) Елена Шаповалова, в 2008 году только в Турции отдохнуло около 430 тысяч украинских туристов, в 2009 году — 350 тысяч, в 2010 году ожидается около 400 тысяч. Средняя стоимость путевки колеблется в пределах 600—800 долларов. То есть суммарно за год только на турецкий маршрут украинцы потенциально могут потратить от 240 до 320 миллионов долларов.
Если бы эти средства удалось перенаправить на внутренний рынок. На днях о необходимости развивать внутренний туризм, который очень отстает от внешнего, заявил и вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко. «Государство заинтересовано в быстром росте туристической отрасли. В странах, которые близки к нам по уровню развития, туризм обеспечивает поступления в бюджет в десятки раз больше. У отрасли огромный потенциал роста, и задача государства — помочь ей в этом», — говорит председатель партии «Сильная Украина». По мнению Тигипко, отдельные меры не дадут ожидаемого эффекта. Поэтому, уверен вице-премьер-министр, отрасль нуждается в обновленной комплексной программе развития, рассчитанной на среднесрочную перспективу.
Раньше туристический вектор Украины более предметно очертил глава государства Виктор Янукович. «Почему не создается система туристической отрасли? Почему в таком упадке жилищно-коммунальное хозяйство? Мы что, с вами не ездим за границу? Не видим, как развиваются курорты? Как развиваются побережья? Почему мы так относимся к этой жемчужине (Крыму. — Ред.)?» — заявил Янукович на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам 100 дней работы правительства и сразу же поставил перед премьер-министром и председателем Верховной Рады задачу создать программу развития Крыма как рекреационного региона. Депутатам он посоветовал ехать отдыхать в Крым, а не за границу. А на недавней встрече с президентом Совета ЕС Херманом ван Ромпеем в Киеве Янукович вообще заявил, что Украина предлагает дополнить программу «Восточное партнерство» пилотным проектом по развитию Крыма.
Туроператоры радуются правительственным сигналам и говорят, что Украина имеет немало туристически привлекательных мест. В частности, Крым идеально подходит на роль украинской туристической Мекки, равной турецкой Анталии.
«Крым даже может быть значительно лучше Анталии или всего турецкого побережья, и не хуже по качеству предоставления туристических услуг. Природные условия, море — все полностью адекватно. Я уже не говорю о намного лучшей адаптированности организма украинцев к здешним природным условиям», — рассказывает «Дню» председатель туристической фирмы «Супутник» Виктор Зинченко. Однако сегодня в Крыму, продолжает он, «или очень плохо, или очень-очень хорошо, но слишком дорого». В то же время, признает он, с каждым годом Крым меняется к лучшему, но темпы этих изменений медленны.
По мнению Зинченко, превратить Крым в украинскую Анталию поможет улучшение туристической инфраструктуры, которое должно предусматриваться в обновленной государственной программе. По его словам, сейчас главная тенденция на внутреннем туристическом рынке — строительство элитных пятизвездочных гостиниц. А нужно ориентироваться на строительство более доступного жилья для среднего класса туристов. Именно они сегодня — самая многочисленная группа отдыхающих Крыма. «Дороги в Крыму неплохие. Но что касается мест питания, санитарий в этих местах, пляжей, системы душевых кабинок, туалетов — это нужно изменять», — указывает на комплекс практических мер по улучшению туристического имиджа Крыма Зинченко. Кроме того, по его мнению, нужно изучать опыт льготного налогообложения туристических объектов в других странах, и внедрять его в Украине. «Нужно изучить, почему Турция стала Турцией, а Египет — Египтом», — подытоживает председатель туристической фирмы.
По мнению же вице-президента АЛТУ, уже сегодня некоторые украинские курорты могут конкурировать с европейскими по качеству предоставляемых услуг и по их стоимости. В частности, украинский «Буковель» ни в чем не уступает горнолыжным курортам Болгарии, Словакии, убеждена она. Однако, прогнозирует Елена Шаповалова, вряд ли в течение двух лет внутренний туризм сможет обогнать по объемам выездной туризм.
Для активного развития внутреннего туризма, по мнению Шаповаловой, нужно принять обновленную государственную программу по развитию туризма с учетом проведения Евро-2012. «Эта программа должна включать весь комплекс услуг: строительство гостиниц, туристически информационных центров, туристических маршрутов и дорог», — объясняет она.
КСТАТИ
По данным вице-президента АЛТУ, туристический рынок Украины начал оживать в начале 2010 года: итоги первого квартала зафиксировали его рост на 24% по сравнению с 2009 годом. Сегодня же количество бронирования авиарейсов и число туристов превышают аналогичные показатели прошлого года. На конец 2010 года в целом ожидается рост рынка въездного и выездного туризма на 30—35% по сравнению с 2009 годом. Самыми популярными маршрутами среди украинцев остаются Турция и Египет. Правда, в 2010 году более доступными стали «экзотичные» туристические направления (Эмираты, Таиланд, Шри-Ланка). «Стоимость билетов упала из-за снижения цены авиационного керосина, и «экзотика» ныне доступна даже среднестатистическому украинцу, потому что раньше туда ездили только вип-туристы», — объясняет Шаповалова.