Интернет — это сегодня еще и летопись нашей жизни и ее качества. Стоит зайти, и будешь знать, например, о шансах, которые были десять лет назад у молодых украинских семей на получение жилья. Так, в 2008 году в нашей столице существовала «молодая» очередь на льготные жилищные кредиты. В ней стояли 1279 претендентов. Причем некоторые из них подали соответствующее заявление еще в 2001 году. А финансирование Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству, согласно бюджету Украины на 2008 год, было оставлено на уровне 2007 года в сумме 210 миллионов гривен.
Поэтому тогдашние руководители фонда не могли похвастаться особенными успехами. А независимые специалисты считали, что получить помощь на приобретение жилья, в частности и через бюрократические преграды, молодежи довольно проблематично. «Причина этого, — утверждала финансовый аналитик Татьяна Магурчак, — в том, что льготные долгосрочные кредиты предоставляются по большей части многодетным молодым семьям, молодым ученым и спортсменам, сиротам и социально незащищенным — то есть далеко не каждому». К тому же среди основных требований к заемщикам было их пребывание на квартирной очереди. «Что касается кредитов Фонда содействия молодежному жилищному строительству, то с 2009 года, — прогнозировала Магурчак, — требования к молодым заемщикам еще больше усложнятся, что уменьшит круг лиц, способных претендовать на льготный кредит».
КРУГ РАСШИРИЛСЯ
Чтобы узнать, есть ли в настоящее время позитивные изменения в этой сфере, «День» встретился с главой государственного финансового учреждения «Фонд содействия молодежному жилищному строительству» Сергеем КОМНАТНЫМ.
Руководитель финучреждения ссылается на социологические исследования, которые проводились по заказу фонда среди украинской молодежи Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Они показали, что 93% опрошенных считают жилищные программы нужными, а жилищный вопрос лично для себя актуальным. 83% желали бы принять участие в программах по молодежному жилищному строительству.
По официальными данным, которые приводит Комнатный, среди 657 тысяч граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и находятся на квартирном учете, 68 тысяч (или 10%) — это молодые люди. К тому же, напоминает глава фонда, сегодня в Украине есть такая категория граждан, как участники АТО (и это преимущественно также молодежь, которая нуждается в помощи государства в решении жилищных вопросов). К тому же в стране в настоящее время 1,6 миллиона так называемых перемещенных лиц, которые также в подавляющем большинстве не имеют жилья. Сколько среди них молодежи, неизвестно — реестр Минсоцполитики таких данных не дает. Относительно этого есть только социологические исследования общественных организаций. По их данным, информирует Комнатный, 60% из тех, кто выехал, решили не возвращаться на оккупированные территории. Следовательно, им также нужна помощь в жилищном вопросе.
— Заботится ли ваше учреждение также и об участниках АТО? И только о молодых или обо всех, кому необходимо жилье?
АТОШНИКИ В ПРИОРИТЕТЕ
— Атошниками мы начали заниматься только в конце прошлого года. И первое, что сделали по инициативе вице-премьер-министра Геннадия Зубко, это внесли изменения в порядок предоставления кредитов с тем, чтобы участники АТО получили приоритетное право на льготное кредитование из уставного капитала фонда.
В целом за 9 месяцев этого года учреждение заключило 333 новых соглашения, в том числе 211 на льготные кредиты молодым семьям, 80 — по предоставлению поддержки для приобретения доступного жилья и 42 соглашения относительно льготного кредитования педагогов и других бюджетников. И по каждому из этих пунктов у нас проходят участники АТО: за 9 месяцев больше ста представителей этой категории уже обеспечены жильем.
Из-за чрезвычайной ограниченности государственного финансирования приоритет в этом году отдавался региональным программам. Например, в Харькове атошники получают кредиты под нуль процентов на 30 лет. В Черкассах принята областная комплексная программа по обеспечению участников АТО жильем.
— Вы получаете деньги на проекты из государственного бюджета или, возможно, что-то и сами зарабатываете на свои проекты, находите необходимые ресурсы?
— Фонд инициировал модернизацию программы доступного жилья. Раньше она работала по принципу 70:30, то есть 30% составляла безвозвратная государственная поддержка для тех, кто в ней нуждается. Для участников АТО и переселенцев мы предложили увеличить ее до 50%. И в марте этого года Верховная Рада приняла соответствующий закон, а в сентябре правительство приняло постановление о порядке его реализации.
Нашей задачей было найти уже на этот год необходимый ресурс. И мы это сделали — нашли 30 миллионов гривен за счет экономии на других программах. В настоящее время ожидаем от межведомственной комиссии Минрегиона перечень объектов, где гражданам можно будет покупать квартиры.
ОЩУТИМАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
— Почувствовали ли вы и ваши региональные структуры последствия децентрализации местных бюджетов?
— Начну с того, что программа обеспечения молодежи жильем за счет средств государственного бюджета выполнена лишь на 13%. Последние три года мы вообще не получаем средства из общего фонда госбюджета на ее реализацию. Нас финансирует только специальный фонд госбюджета на пополнение уставного капитала, который составляет в настоящее время 301 миллион гривен. И это тот наш собственный ресурс, за счет которого предоставляем молодежи льготные кредиты. Он работает как револьверный фонд. Мы выдали кредиты, а когда средства возвращаются от наших заемщиков, то они опять направляются на последующее кредитование.
Что же касается региональных программ, то их у нас сейчас 130. Они финансируются местными бюджетами. И результаты финансовой децентрализации мы хорошо почувствовали. Я уже вспоминал о Харькове и Черкасской области. Ощутимые изменения замечаем везде. Если за 2013 год финансирование из местных бюджетов по всей стране составляло лишь 35 миллионов гривен, то за 2017 год оно уже превысило 160 миллионов. Для сравнения: из государственного бюджета мы получили только 28 миллионов на пополнение уставного фонда, которые пошли на льготные кредиты. А еще имеем упомянутые выше 30 миллионов сэкономленного ресурса на программу доступного жилья.
ПЛЮС МИЛЛИАРД ОТ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
— Уже обнародован проект Госбюджета на 2018 год. Что там предусмотрено на молодежное строительство?
— В нашем бюджетном запросе, который через Минрегион поступил в Минфин, мы просили 860 миллионов на программу льготного кредитования молодежи и миллиард гривен на программу строительства доступного жилья. Эти средства помогли бы обеспечить жильем более чем пять тысяч семей. К тому же они бы способствовали, путем мультипликации, привлечению в строительную отрасль приблизительно такой же, но никак не меньшей суммы. Но если во втором чтении не будет внесено изменений, то на нашу строку в бюджете, как и в этом году, «капнет» лишь около 30 миллионов гривен (из спецфонда на пополнение уставного фонда).
Единственное, что сейчас дает нам, а также молодежи, которая нуждается в жилье, надежду, — это постановление Верховной Рады относительно бюджетных предложений, в котором есть поручение Минфина рассмотреть возможность и целесообразность финансирования наших программ за счет средств госбюджета. То есть для нас бюджетный процесс пока еще продолжается.
— Как коммуницируете с региональными структурами? Кто кому помогает?
— Наши региональные управления — то отдельные юридические лица, хотя и созданные фондом. По сути, они являются представителями «Держмолодьжитла» на территории. Мы осуществляем единую политику. Что касается средств местных бюджетов, которые к ним поступают, то это уже их политика и ответственность. Мы только согласовываем им их программы и контролируем операционную деятельность.
— Какой ваш наиболее успешный проект 2016—2017 годов, который уже завершен или активно строится, можете назвать?
— Мы не строительная организация. Имеем лицензию только на осуществление финансовой деятельности.
— Но вы контролируете использование средств...
— Да, мы контролируем, ведем надзор за строительством. Но сейчас говорить о каком-то конкретном объекте будет неправильно. Для нас все завершенные объекты нормальные и успешные. Тем более не хотел бы рекламировать того или другого застройщика. Могу только сказать, что больше всего объектов строится и лучше всего финансируется в Харьковской области, неплохо идет строительство в Николаеве, активно работают в Полтавской области. В этом году мы ввели ряд объектов во Львове и уже выдали там ключи от квартир. Такая же торжественная процедура состоялась в Кременчуге. Если человек инвестировал средства в определенный объект, то мы обеспечиваем, чтобы тот был достоин его выбора.
О СВОИХ ПЛАНАХ И ЧУЖОМ ОПЫТЕ
— Есть ли в ваших планах какие-то стратегические показатели наподобие «каждой молодой семье с двумя детьми квартиру до 2030 года»? Даете ли вы какие-то подобные предложения правительству?
— В прошлом году наблюдательным советом «Держмолодьжитла» утверждена стратегия развития до 2022 года. Наряду с модернизацией структуры фонда она предусматривает более современную, более прозрачную и более мобильную организацию нашего финансового учреждения. Кроме того, планируется модернизировать действующие жилищные программы и разработать новые. Все это ради единственной цели — увеличения количества семей в стране, которые обеспечены надлежащим жильем.
В ходе модернизации своих программ прежде всего хотим преодолеть имеющиеся в них коррупционные составляющие. Наибольшая из них — это так называемый квартирный учет. Чтобы быть участником любой нашей программы, нужно было стать на учет. Критериев для него очень много. Их регламентируют десятки подзаконных актов. Поэтому на учет можно было стать и правдами, и неправдами. И если тот, кто становился на такой учет, использовал какие-то коррупционные ходы, то это налагало тень на всю программу, к которой такой человек подключался.
Вторая проблема — прозрачный отбор застройщиков. Поэтому порядок их аккредитации мы пересмотрели и сделали значительно жестче. Сейчас тщательным образом изучаем документацию, которая подтверждает законность работы застройщика на том или другом участке. Если, например, у него есть разрешение на сооружение индивидуального дома, а он начинает многоэтажную застройку и точно будет потом иметь проблемы с введением здания в эксплуатацию, то мы такого застройщика к сотрудничеству рекомендовать не будем.
Изменения к программе строительства доступного жилья уже приняты. Они предусматривают, что в программе могут принимать участие рядом с «очередниками» и те, кто вовсе не имеет жилой площади или имеет ее не больше установленных нормативов. То есть, чтобы принять участие в нашей программе, уже необязательно становиться на квартирный учет. Ведь в мире такого понятия вообще не существуют. У нас это пережиток Советского Союза и нашего устарелого Жилищного кодекса.
Мы также разработали законопроект об арендных домах. К сожалению, в стране сложилась чрезвычайно сложная и забюрократизированная процедура прохождения законодательных актов. Пока проект доходит в Верховную Раду, он становится неузнаваемым.
— Используете ли в работе что-то из международного опыта?
— Недавно случилось побывать на заседании комитета по вопросам жилья и землепользования ООН. Убедился, сегодня нет в мире ни одной страны, которая бы не имела жилищных проблем. Они есть даже в развитых странах, где уровень доходов граждан достаточно высок. Там стоимость жилья растет пропорционально доходам. А кроме того, там постоянно растут социальные стандарты. Если у нас средний уровень обеспечения гражданина жилой площадью составляет 23 квадратных метра, то в Европе — 48. И если для нас иметь 30 квадратов на человека — это нормально, то в Европе 45 метров маловато.
Но все страны имеют не только проблемы, но и обеспечены финансированием программы строительства социального жилья или предоставления помощи отдельным категориям граждан в приобретении квартир или домов. Кто-то финансирует такие программы лучше, кто-то — хуже. А нашей стране стоило бы изучать их опыт и уделять этому больше внимания, потому что у нас уровень финансирования крайне низкий.