Правительство рассматривает вариант замены экспортных квот пошлиной, сообщил в ходе парламентских земельных слушаний президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Маркевич. Он уточнил, что Кабмин уже разработал соответствующий законопроект, которым вводится экспортная пошлина на пшеницу в размере 9%, ячмень — 14% и кукурузу — 12%. «День» спросил у экспертов о том, как повлияет принятие подобного документа на аграрный сектор и его участников.
Пока еще официального подтверждения такой замены со стороны власти нет. Однако нет и окончательного решения правительства о продолжении либо отмене квотирования экспорта зерновых. Тем временем поставить запятую или точку в зерновом вопросе правительству таки придется, и это в ближайшее время, ведь истекает срок действия квотирования. Напомним, что 4 октября 2010 года Кабмин установил экспортные квоты, а 8 декабря продолжил их до конца марта 2011 года, увеличив общий объем на 1,5 миллиона тонн — до 4,2 миллиона тонн. А конец марта не так далек ...
Какой вариант (продолжение или отмену квот, либо введение экспортной пошлины) выберет правительство — неизвестно. Но в конце прошлой недели заместитель министра экономического развития и торговли Украины Анатолий Максюта сообщил, что ведомство не готовит предложения по продлению квот на зерно.
Между тем, участники аграрного рынка подтверждают существование законопроекта об экспортной пошлине на зерновые. «Да, он существует», — заявил в разговоре с «Днем» президент «Украинской аграрной конфедерации» Леонид Козаченко. «Но мы категорически против его принятия, так как от его действия пострадают крестьяне (потеряют часть прибыли), которым сегодня и так не сладко», — говорит он. Козаченко рассказал, что экспортные пошлины на аграрную продукцию три года подряд вводит Аргентина. И за этот период, по словам Козаченко, она «выпала» из пятерки мировых лидеров-экспортеров аграрной продукции.
«В долгосрочной перспективе активное квотирование зерновых и непрозрачная система распределения квот может стать серьезной проблемой для украинского аграрного сектора», — говорит в комментарии «Дню» вице-президент инвестиционно-банковского департамента инвестиционной компании «Драгон Капитал» Юрий Астахов. Поэтому, считает эксперт, экспортная пошлина может улучшить ситуацию в отрасли, потому что сегодня такие ведущие игроки, как «Нибулон» и ряд международных трейдеров, не могут заниматься своим профильным бизнесом.
Экспортная пошлина лучше, чем квотирование зернового экспорта, также говорит «Дню» руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. Квотирование, по ее словам, вызвало много замечаний и критики со стороны участников рынка во время последнего распределения, так как ведущие компании-экспортеры не получили квоты. Если же экспортные пошлины на зерновые будут одинаковы для всех участников рынка (не будет преференций для отдельных структур), тогда рынок только выиграет, считает она. И хоть экспортная пошлина значительно лучше для рынка, нежели квоты, но и она, признает эксперт, несет негативные моменты для АПК. В частности, продолжает Колесник, она идет в разрез с условиями торговли в рамках ВТО. «Поэтому возможно недовольство со стороны других стран-участников», — прогнозирует она. Кроме того, возникает вопрос: «Кто ее будет платить?».
По словам Астахова, финансовые расходы лягут на плечи зерноторговых компаний, и они будут пытаться максимально переложить этот груз на сельскохозяйственных производителей. «В любом случае, маржа и первых, и вторых при этом пострадает, что может негативно отразиться на всей отрасли и объеме инвестиций в нее», — детализировал он.
И все же, в случае введения экспортной пошлины на зерновые больше пострадают производители, считает Колесник. Экспортная пошлина будет стоить им части закупочной цены. «От сегодняшней цены эти 14% составляют около 250 гривен, — подсчитывает потенциальную потерю на одной тонне ячменя Колесник. — Это довольно много».
«Трудно назвать экспортную пошлину благоприятной для производителей зерна, но с другой стороны, мы находимся в той ситуации, когда нужно выбирать между плохим и очень плохим сценарием развития зернового рынка», — говорит «Дню» генеральный директор ассоциации «Украинского клуба аграрного бизнеса» Владимир Лапа. И хоть экспортная пошлина — риск потери части прибыли для производителя. Однако в этом случае, по мнению Лапы, эти потери можно минимизировать, а при желании чиновников — и вообще не допустить. Для этого, как объяснил эксперт, в законопроект стоит вписать механизм распределения собранных средств между производителями. В частности, продолжает Лапа, можно взять механизм распределения денег пропорционально объемам посевных площадей ячменя, пшеницы, кукурузы, говорит он. «Сдали соответствующие документы, собрали пошлину — и каждый получил дотацию», — объясняет Лапа.
В любом случае, считает Лапа, экспортную пошлину можно устанавливать не дольше, чем до 1 июля 2011 года, чтобы она не «зацепила» следующий урожай. По его словам, конъюнктура на мировых рынках меняется в лучшую сторону, поэтому никаких ограничений зернового экспорта не должно быть. После появления на рынке нового урожая экспортная пошлина будет работать против производителей, объясняет Лапа. Ее продолжительное действие нецелесообразно, по мнению эксперта, еще и из-за прогнозов хорошего зернового урожая.
По данным Международного совета по зерну (МСЗ), в 2011 году ожидается рекордный урожай в мире — 1,805 млрд. тонн. Это на 79 миллионов тонн больше, говорится в мартовском отчете МСЗ. Такой прогноз основывается на высоких оценках зернового урожая в России, США и Евросоюзе. Хорошие урожаи мировые эксперты ожидают и в Канаде, Казахстане и Украине.
Между тем, Американская торговая палата в Украине в письме к Кабинету Министров просит правительство и другие государственные органы отказаться от монополизации рынка сельскохозяйственной продукции и как можно скорее возобновить экспорт зерна.