После того, как 21 июля 2011 была осуществлена последняя миссия Space Shuttle Columbia, NASA больше не выполняла собственных программ пилотируемой космонавтики. Той последней миссией на борт Международной космической станции был доставлен флаг США, который находился на борту шаттла во время его первого старта в 1981. С тех пор флаг хранится на МКС с условием, что забрать его сможет только экспедиция, которая стартует с территории США.
Наконец этот день настал.
Стартом нового пилотируемого корабля завершается 10-летняя американская программа Commercial Crew Program, направленная на построение коммерческой системы, которая должна заменить программу Space Shuttle. Ее победителями в 2014 стали компании Boeing и SpaceX с проектами Starliner и Crew Dragon.
Согласно графику, носитель Falcon 9 должен вывести мноразовый пилотируемый модуль Crew Dragon с двумя астронавтами — Робертом Бенкеном и Дугласом Херли на орбиту, после чего он пристыкуется к модулю «Гармония» МКС.
Миссия Crew Dragon на МКС продлится от 1 до 4 месяцев — в зависимости от состояния корабля и готовности следующей миссии, после чего корабль должен осуществить приводнение у побережья Флориды, где его встретит судно SpaceX Go Navigator.
Если эта миссия будет успешной, в дальнейшем Crew Dragon будут использоваться как транспортное средство для миссий NASA.
Этот проект имеет несколько важных составляющих, достойных внимания.
Во-первых, для NASA это важное средство повышения устойчивости и надежности космической логистики за счет диверсификации ее путей.
Во-вторых, это способ экономии и предохранитель от российского шантажа. Начиная с 2010 российские партнеры, пользуясь своим монопольным положением, втрое увеличили стоимость доставки астронавтов на МКС, подняв ее до 90 млн долларов за одно кресло. То есть, по состоянию на 2020, один астронавт NASA фактически оплачивает стоимость ракеты-носителя и стоимость пуска. Тогда как стоимость доставки одного астронавта с помощью Crew Dragon не должна превышать 55 млн долларов.
При этом, в течение десятилетия выкручивая руки партнерам, россияне не делали ничего, кроме как неудачно шутили и угрожали всему миру. Конец этой истории был предсказуемым. Теперь сэкономленные средства будут направлены на развитие других космических программ NASA, в частности, на лунную программу.
В свою очередь, для SpaceX проект Crew Dragon является важным шагом на пути реализации амбициозной программы межпланетных перевозок Starship. А также для развития программ космического туризма.
Но есть еще кое-что.
Явления следует называть правильными именами: сейчас происходит не коммерциализация и не приватизация, а ре-институциализация и ре-форматирование глобальной космической отрасли. Из государственного института, которой она была с момента своего появления, она превращается в институт социальный. Еще двадцать лет назад большинство экспертов вполне скептически относилось к такой возможности, а теперь это стало реальностью. «Большой космос» больше не является ареной для «соревнования систем» или государств, а является тем, чем он и должен быть — площадкой для реализации стремлений, мечтаний и желаний свободного и разнообразного человечества.
Безумные диктаторы, которые ради удовлетворения своих амбиций «быть первыми в космосе» готовы заставить своих подданных жить в рабстве и голодать, но гордо кричать «космос-наш», остались наедине со своей жаждой статусов «глобальных игроков» — им больше не с кем соревноваться. Наверное, страшно оставаться в пустой темной кладовке наедине со своими маниакальными фантазиями о «мировом доминировании», дразнилками о «батуте» и страшилками о «роковом отставании».
И наконец, еще одно. Когда мы сегодня смотрим на фантастические достижения в области астронавтики, искусственного интеллекта, биотехнологии, возобновляемой энергетики и т.д., мы должны понимать, что все это — на самом деле, технологии вчерашнего дня. Технологии настоящего сейчас тестируются в лабораториях, а настоящие «технологии будущего» — проходят апробацию в редакциях научных издательств. Если этого не понять, можно навсегда заблудиться в лабиринтах вчерашнего дня.
КСТАТИ
А что дальше?
К успешному развитию частного космоса в США в определенной степени причастна и Украина.
Из-за стремительного развития электроники, уменьшения веса и размеров космических аппаратов, востребованными для запусков становятся небольшие ракеты-носители легкого класса. В США этим сегментом рынка занимается аэрокосмическая компания Firefly Aerospace, которая работает над двумя ракетами Alpha и Beta грузоподъемностью 1 и 4 тонны. Ещё в 2017 году компанию Firefly Aerospace Тома Маркьюзика, переживавшую финансовые трудности, выкупил украинский бизнесмен Макс Поляков, основатель ассоциации «Ноосфера» и EOS Data Analytics. Том Маркьюзик ранее работал в компаниях SpaceX Илона Маска, Blue Origin и Virgin Galactic. Сегодня он занимает пост в Firefly Aerospace.
С тех пор, как компанию выкупил украинский бизнесмен, работа над разработкой «Альфы» возобновилась и продвигается вперед. С весны 2019 года в городе Бриггс (Техас, США) специалистами ведется наземное тестирование двигателей. Первый запуск ракеты Alpha был запланирован с военно-воздушной базы Ванденберг в штате Калифорния (США) уже на 2020 год. Однако, события, связанные с эпидемией коронавируса, несколько сдвинули сроки. Сегодня Firefly Aerospace имеет офисы в г. Остин (Техас, США) и г. Днепр (Украина).
В Украине частным компаниям строить ракеты разрешили совсем недавно, всего несколько месяцев назад. Поэтому в Днепре размещен лишь R&D-центр, имеющий более 150 сотрудников, где проводятся научно-исследовательские и конструкторские работы, ведутся экспериментальные разработки. Главный офис компании, конструкторское бюро, производство двигателей и ракет находятся в Техасе. В ноябре 2018 года NASA выбрало Firefly и еще 8 компаний для программы доставки грузов на Луну. Общий бюджет этой программы — $2,6 млрд. Контракты будут предоставлять в течение 10 лет тем компаниям, которые подтвердили готовность доставить первую миссию к концу 2021 года. Доставка грузов на Луну будет возможна ракетой Beta, которая по сути представляет собой три ракеты Alpha в одной связке. Fireflay планирует выпускать по 8 ракет ежегодно, а после строительства завода во Флориде — 24 ракеты. Не исключено, что эти ракеты составят конкуренцию проектам SpaceX Илона Маска. По той причине, что запуски ракет-носителей будут дешевле.
Кстати, не оставляет надежд принять в международных проектах по освоению Луны и ведущее ракетно-космическое предприятие Украины — государственное конструкторское бюро «Южное» из Днепра. Среди его разработок — посадочный модуль, способный доставить космонавтов на поверхность Луны, а также проект лунного поселения, разработанный молодым поколением конструкторов. В последние годы КБ «Южное» пытается наладить собственное производство деталей ракет, в том числе и на 3D-принтере. Модернизация ведется без привлечения бюджетных средств — на деньги, заработанные в рамках выполнения коммерческих международных контрактов.
В данный момент специалисты КБЮ принимают участие в подготовке очередного запуска американской ракеты «Аntares», которая выводит на орбиту грузовой корабль Signus, доставляющий грузы на Международную космическую станцию. Как известно, в Днепре изготавливают основную конструкцию первой ступени ракеты «Аntares» для компании Northrop Grumman Innovation System (бывшей Orbital Sciences Corporation). Эта компания в проекте НАСА по доставке грузов на МКС является конкурентом SpaceX Илона Маска. Однако, разработки последнего, судя по всему, имеют большую перспективу, поскольку первая ступень его ракеты-носителя Falcon-9 является многоразовой, а грузовой корабль Dragon способен не только доставлять, но и забирать грузы с МКС. Их использование способно сделать эти запуски дешевле и конкурентоспособней.
Как говорят в КБЮ, НАСА заказала 25 запусков ракет «Аntares» и пока работа для КБЮ и ЮМЗ есть, но что будет дальше? Не получится ли так, что украинские государственные предприятия опять потеснят? Кстати, Макс Поляков высказывался за то, чтобы разместить производство своих ракет на «Южмаше». А это, возможно, уже «информация для размышления» в ГКАУ, ведь энергичный и предприимчивый Илон Маск не дремлет!
Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепр