Запорожский речной порт закончил пассажирскую навигацию с убытком более миллиона гривен. Речники, поставив пассажирские теплоходы на зимний отстой и подведя итоги сезона, всерьез задумываются над вопросом, снимать ли их с «прикола» при начале навигации 2000 года. Выгоднее стоять, чем плавать, если «страдная пора» приносит такие убытки.
Пассажирские перевозки на речном транспорте были убыточными во все времена. Финансовые дыры латались за счет грузоперевозок и дотаций бюджета. Но в последние годы «перекрытие» становилось все более зыбким и нестабильным: грузоперевозки сокращались, а бюджеты тощали.
В этом году жители города понадеялись на свои дачные участки и огороды, расположенные, в основном, на берегах водохранилища. Мало того, что цены на билеты установлены сверху, правительство в придачу включило в список льготников сорок категорий граждан. Это — шестьдесят процентов пассажиров. Возить их бесплатно — на это у речников нет никаких ресурсов. Но народ у нас привык качать свои «социалистические» права. Были случаи, когда толпы дачников брали суда едва ли не на абордаж. Приходилось вызывать ОМОН: нельзя брать на теплоход 400 человек, если он вмещает 200. Бедные дачники, бедные речники — и в прямом и в переносном смысле. Чашу терпения последних переполнил летний скачок цен на топливо. Разоренные речники решили было закончить навигацию 10 октября, но городское начальство не разрешило аж до окончания осенне-полевого сезона на дачных участках. Это умножило убытки порта.
Город, судя по всему, по отношению к Запорожскому речному порту занял позицию, изложенную в известной формуле: «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Разговоры и обещания дать дотацию речникам бывают каждый год — перед началом навигации, но пока все, чем помогли, так это разрешили не платить за аренду земли. Два года назад, правда, городской голова Запорожья задумал взять пассажирский флот на бюджет города, но почему-то из этого ничего не получилось.
Кстати, как стало известно «Дню», положение пассажирского флота портов Днепропетровска, Николаева и Херсона не такое плачевное. Мэры городов и губернаторы изыскали возможность дотировать пассажирский флот, покрыв все убытки. К тому же, в Херсоне на линиях работали 24 теплохода, а в Днепропетровске, Запорожье и Николаеве — по 9. Правда, весовые категории у этих портов другие. Если херсонские речники, к примеру, перевезли за навигацию 78 тысяч человек, то запорожские — около полумиллиона! Сейчас они вынуждены гадать: сколько миллионов гривен закладывать в убыток на следующий год и где взять средства, чтобы его перекрыть. Ответа на этот непростой вопрос пока нет, а навигацию открывать придется.