На днях в парламенте был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по защите прав операторов рынка пищевых продуктов, в управлении которых находятся малые мощности» № 2230 от 04.10.2019 от народных депутатов партии «Слуга народа».
Авторы данного проекта предлагают, чтобы требования к применению постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР), не распространялись на малые мощности. В соответствии с Законом Украины «Об основных принципах и требованиях к беспечности и качеству пищевых продуктов» это мощности, которые поставляют пищевые продукты конечному потребителю, имеют не более чем десять лиц рабочего персонала, занимают площадь не более 400 кв.м или мощности, которые не поставляют пищевые продукты конечному потребителю и имеют не более пяти лиц рабочего персонала.
Проще говоря, мелкие производители продуктов питания не должны будут заботиться, чтобы их продукция соответствовала требованиям НАССР по безопасности и качеству (исключение делается лишь для временных МАФов: киосков, павильонов, торговых лотков).
«С одной стороны, такая инициатива вызвана тем, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на малый бизнес. Но при этом о продовольственной безопасности для населения абсолютно никто не думает! — акцентирует глава Ассоциации животноводов Украины Ирина Паламар. — Хотя уместно было бы, напротив, поддержать бизнес, и в первую очередь малый, и помочь со стороны государства во внедрении на своих мощностях требований НАССР»
Следующие 5 лет малые производители пищевых продуктов не будут отвечать за их качество
Данным законопроектом также предлагают в течение следующих 5 лет позволить малым мощностям вообще не исполнять обязанности по соблюдению требований законодательства о безопасности и отдельных показателях качества пищевых продуктов!
В частности, это пункт 2 части второй статьи 20 Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов», который возлагает целый ряд обязанностей на операторов рынка, в т.ч. и малые мощности, а именно:
1. обеспечивать соблюдение требований данного Закона относительно гигиенических требований к пищевым продуктам на всех стадиях их производства и обращения;
2. разрабатывать, вводить в действие и применять постоянно действующие процедуры, основанные на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, а также обеспечивать надлежащую подготовку по вопросам применения постоянно действующих процедур, которые базируются на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, лиц, которые являются ответственными за эти процедуры, во время производства и обращения пищевых продуктов;
3. посылать компетентному органу сообщения в случаях, предусмотренных частями третьей, — пятой этой статьи, и получать эксплуатационное разрешение в случаях, предусмотренных данным Законом;
4. регистрировать мощности в случаях, предусмотренных данным Законом;
5. обеспечивать выполнение требований законодательства о беспечности и отдельных показателях качества пищевых продуктов относительно отдельных показателей качества;
6. обеспечивать прослеживаемость и предоставлять информацию, предусмотренную статьей 22 данного Закона;
7. изымать и/или отзывать в установленных законом случаях пищевые продукты, которые обращаются, если установлено, что эти продукты могут привести к вредному влиянию на здоровье человека;
8. обеспечивать беспрепятственный доступ государственных инспекторов, которые осуществляют государственный контроль, к мощностям во время работы этих мощностей и позволять отбор образцов объектов санитарных мероприятий на отмеченных мощностях, а также предоставлять по требованию государственного инспектора документы, необходимые для осуществления государственного контроля;
9. компенсировать в соответствии с законом вред, причиненный потребителям в результате потребления пищевого продукта, если судом будет доказана причинно-следственная связь между этим вредом и деятельностью и/или бездеятельностью оператора рынка, кроме случаев, установленных законом.
«То есть, как видим, малые производители пищевых продуктов следующие 5 лет будут абсолютно лишены какой-либо ответственности за их качество: они имеют право не предоставлять потребителю информацию о происхождении продукции (прослеживаемость), не снимать с продажи некачественный товар, могут не допускать санитарные службы к проверкам и не предоставлять им образцы своей продукции для анализа и даже не возмещать лечение человеку, если он отравится их продуктом. Это абсолютно безответственное решение!
Безусловно, нужно облегчать условия деятельности для малого бизнеса, но не ценой здоровья украинцев!» — уверена Пономарь.
Как известно, в 2014 году Верховной Радой Украины была принята новая редакция Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов», которым предусмотрен переходный 5-летний период вступления в силу отдельных положений вышеуказанного Закона, касающихся внедрения так называемых требований по применению постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР) для разного вида мощностей, которыми управляют операторы рынка пищевых услуг.
Система НАССР — это система анализа опасных факторов и контроля в критических точках. Эта система идентифицирует, оценивает и контролирует опасные факторы, которые являются определяющими для безопасности пищевых продуктов, то есть в первую очередь направлена на защиту прав потребителей.
20 сентября 2019 года требования по внедрению НАССР вступили в силу и относительно так называемых малых мощностей, то есть мощностей, которые поставляют пищевые продукты конечному потребителю, имеют не более десяти лиц рабочего персонала, занимают площадь не более 400 кв. м, или мощности, которые не поставляют пищевые продукты конечному потребителю и имеют не более пяти лиц рабочего персонала.
То есть это касается в первую очередь представителей микропредпринимательства, физических лиц-предпринимателей с незначительным объемом доходов и небольшим количеством наемных работников.
По оценкам экспертов, по состоянию на данное время около 200 тысяч субъектов ведения хозяйства, которые подпадают под критерии малых мощностей, обязаны внедрить у себя на производстве систему НАССР.
Однако, по мнению авторов законопроекта № 2230, «для субъектов микропредпринимательства разработка и внедрение этой системы являются хлопотливым, длительным и финансово затратным процессом, к разработке которого необходимо привлекать или собственных работников, или наемных экспертов, что в условиях и без того увеличения разного рода финансовой нагрузки и налоговых платежей может привести к прекращению осуществления ими хозяйственной деятельности, и как следствие, увольнению наемных работников, уменьшению бюджетных поступлений, чего нельзя допустить». Поэтому в объяснительной записке к проекту Закона указано: «Не подвергая сомнению необходимость устранения негативных факторов, которые влияют на безопасность пищевых продуктов, следует также не забывать, что в современный переходный период государство, в то же время, должно создавать максимально способствующие условия для главной движущей силы экономики государства — предпринимателей».
Следует отметить, что 20 сентября 2019 года Верховной Радой Украины были внесены изменения в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», мотивом принятия которых является выведение из тени сферы розничной торговли и предоставления услуг.
Вышеуказанными изменениями предусмотрена обязанность в первую очередь физических лиц-предпринимателей, которые осуществляют деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг проводить все операции через регистраторы расчетных операций.
Поэтому, по мнению народных депутатов, эти нововведения в случае набирания ими силы налагают дополнительные обязанности на субъектов ведения хозяйства, представителей малого бизнеса, физических лиц-предпринимателей, что в условиях необходимости внедрения еще и системы НАССР и строгих санкций за ее отсутствие на производстве, может привести к прекращению их хозяйственной деятельности и не будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине.