Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Лифт» сломался безвозвратно?

Чем опасны для экономики политизированность НБУ и кадровая «турбулентность» власти
13 июля, 2020 - 19:27
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Недавняя отставка главы Национального банка Украины Якова Смолия лишний раз показала, что «независимость» регулятора и политическая беспристрастность остальных государственных органов существуют только на бумаге.

Фактически, все эти структуры — политизированы, они подвергаются безумному давлению со стороны властных и олигархических группировок, чтобы заставить госорганы работать исключительно в угоду финансовым аппетитам нынешних «хозяев жизни», а не в интересах государства и украинского народа.

Этот негатив существенно усиливается хаотичной и сомнительной кадровой политикой нынешней власти. С одной стороны, на ключевые посты в государстве назначаются «люди олигархов», которые решают конкретные задачи топ-бенефициаров. С другой — государственными полномочиями наделяются совершенно случайные и сомнительные персоны, которых назначают извне не по критериям профессионализма и успешного менеджерского бэкграунда, а исключительно — в силу их безусловной лояльности к топ-чиновникам.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ «ВСАДНИКИ БЕЗ ГОЛОВЫ»

На самом деле отставка главы Национального банка Украины Якова Смолия была вполне прогнозируемой, однако оказалась «неожиданной» для высшего руководства государства. Экс-глава Нацбанка сообщил о политическом давлении, которое якобы началось еще прошлой осенью. К сожалению, конкретных лиц, которые якобы пытались уничтожить закрепленную в законодательстве «независимость» НБУ, бывший топ-чиновник не назвал. Хотя ряд экспертов и СМИ не только намекают, но и прямо утверждают, что за этими таинственными процессами стоит одиозный олигарх, экс-владелец «Приватбанка» Игорь Коломойский. В то же время если пан Смолий заявляет о политическом давлении на него как на руководителя НБУ, то почему бы тогда ему не написать соответствующее заявление в правоохранительные органы?

С одной стороны, к руководству Нацбанка и к реализуемой им денежно-кредитной политике за последние несколько лет накопилось немало справедливых претензий. Это, прежде всего, вывод за границу миллиардных капиталов экс-владельцами банков, которые ликвидировались, за счет потери десятками тысяч вкладчиков средств с их депозитов, что однозначно не могло пройти мимо внимания топ-менеджмента НБУ. Это  и манипуляции с курсом гривни, в результате которых стремительно обогащались финансовые спекулянты и приближенные «бенефициары» — ценой разрушения отечественной экономики.

Это и — не без участия НБУ — искусственное перетекание значительных финансовых ресурсов в «пирамиду» государственных долговых обязательств (ОВГЗ), а следовательно — обескровливание реальной экономики, промышленности и предприятий, способных производить товары с высокой добавленной стоимостью, лишение их доступа к дешевым кредитным ресурсам. А чего только стоит рефинансирование банков под ставку в всего-навсего 6%, а затем — спекулятивные сверхприбыли банков от депозитных сертификатов, куда банковские учреждения активно вкладывают средства вместо кредитования предприятий реального сектора! По сути, руководство Нацбанка практически «слепо» выполняло и выполняет рекомендации МВФ и внешних кредиторов по «затягиванию поясов» в финансовой, бюджетно-налоговой, социальной и других сферах, и дальше консервирует сырьевой характер украинской экономики.

С другой стороны, ради объективности стоит сказать и об определенных достижениях руководства Нацбанка, среди которых за последние пару лет — удержание макрофинансовой стабильности, сравнительно устойчивый курс гривни, низкий уровень инфляции в 5%, достаточный запас золото-валютных резервов в размере 25 млрд дол., в конце концов — беспрецедентно сниженная учетная ставка НБУ — до 6%. Хотя эти достижения, к сожалению, до сих пор не «монетизируются» в удешевление банковских кредитов для бизнеса, оживление экономики и бум инвестиций в реальный экономический сектор.

По моему мнению, важна вовсе не фамилия главы Национального банка Украины. Тем более что пан Смолий выглядел весьма контраверсионной фигурой на своей должности и не был равноудаленным от различных политических сил как топ-менеджер независимого де-юре госинститута. И безальтернативных чиновников не бывает в природе. Тем не менее, бывший глава НБУ согласно закону имел 7-летний иммунитет на должности. И если он как экс-руководитель Нацбанка действительно виновен в «конфликте интересов», если он, будучи на своем посту, «благословил» валютно-финансовые спекуляции, следствием которых стали миллиардные убытки госбюджета, то почему против пана Смолия до сих пор не открыто ни одно уголовное дело? И почему бы не снять его в результате судебного решения, как это предусмотрено законом?

Вообще, остальные составляющие и альтернативы в деятельности Нацбанка — как то проводить жесткую монетарную политику или смягчать ее, держать стабильный курс гривны любой ценой и безотносительно к потребностям реальной экономики, отпускать нацвалюту в свободное рыночное «плавание»; способствовать дальнейшему неограниченному продуцированию государственных ценных бумаг и спекулятивным финансовым операциям или постепенно сворачивать этот «тренд» — это уже вопрос свободной экономической дискуссии и эффективной коммуникации между Нацбанком с одной стороны и правительством и Минфином с другой.

Самое главное, на мой взгляд, чтобы Национальный банк Украины был де-факто независимым институтом: независимым как от политических или олигархических кланов, так и от международного управления со стороны глобальных финансовых спекулянтов. Но ситуация с отставкой Смолия свидетельствует о кардинально противоположном!

И хуже всего даже не то, что сорвалось «соглашение десятилетия» по размещению Минфином еврооблигаций на 1,75 млрд дол. под сравнительно выгодные условия, под вопросом — получение следующих траншей от МВФ, или то, что инвестиционный рейтинг Украины упал до уровня кризисного 2015 года.

Отставка главы Нацбанка вследствие внешнего давления свидетельствует о том, что наше государство до сих пор живет по принципам политического варварства. Можно ли хотя бы представить себе, чтобы на центробанк, например, Германии или Нидерландов влияли какие-то политики, или бизнесмены, или внешние силы за пределами Европейского Союза? И о какой демократии и правовом государстве в Украине можно говорить, если грубо нарушается правовой принцип независимости Нацбанка как государственного института? И каковы тогда перспективы по спасению Украины, которая оказалась на краю глубокой экономической «пропасти», если Национальный банк и все другие государственные органы — даже при новой власти — де-факто продолжают быть политическими «флюгерами»?!

ИСКУССТВЕННЫЙ «КАДРОВЫЙ ГОЛОД»

В то же время к усилению кризисных явлений в украинской экономике приводит еще и крайне неудовлетворительная кадровая политика власти. С одной стороны, Президент Украины Владимир Зеленский постоянно жалуется на якобы «нехватку кадров». Возможно, этим и объясняется то, что многие краеугольные должности (и не только в Офисе Президента) были заполнены сомнительно-компетентными в смысле государственного управления людьми из «95-го квартала», главная «заслуга» которых — это безусловная лояльность к главе государства. Неужели во всей Украине невозможно найти достойных и профессиональных управленцев? А может, их просто невыгодно кому-то искать? И что там насчет громко распиаренного социального «лифта» — сломался безвозвратно? Или его уже заменили при HR-выборе должностных лиц интуицией и гороскопами?!

Вероятно, «недостатком правильных кадров» президентский офис может объяснить и то, что у нас меньше чем за год сменилось два премьера (первый из которых — Алексей Гончарук — имел годовой иммунитет от увольнения с должности), три министра здравоохранения, и некоторые другие министры. В то же время несколько руководителей ключевых министерств до сих пор имеют статус «исполняющего обязанности», а значит — усеченные полномочия? Я уже не говорю о главах областных госадминистраций, которых за последний год перманентно перетасовывали в «полупустой» кадровой «колоде»!

И хуже всего то, что все эти должности безусловно распределяют не по профессиональным и моральным кадровым критериям, а по олигархически-клановым квотам! Возможно ли провести системные реформы в краеугольных областях и вывести украинскую экономику из перманентного кризиса, если почти каждый чиновник прямо или косвенно ассоциируется с одним из крупнейших олигархов?!

Некоторые же топ-чиновники даже имеют в своем бэкграунде работу в конкретных олигархических структурах — вроде нынешнего и.о. министра энергетики или новоназначенного и.о. главы Антимонопольного комитета Украины! Как вы думаете, в чьих интересах они будут работать? В чьих интересах, например, приказно-административно снижаются мощности атомных электростанций, которые производят дешевую электроэнергию? А значит — отдается преимущество в прогнозном балансе электроэнергии ОЭС Украины «грязной» тепловой генерации на ТЭС, работающих на дорогом угле? Не прослеживается ли здесь «скрытый» лоббизм в пользу олигархического монополиста «ДТЭК»? И это лишь один пример из многих!

К сожалению, подобная кадровая «эквилибристика» напрочь отбивает желание у действительно достойных, профессиональных и эффективных публичных менеджеров идти во власть и успешно работать на благо государства и украинского народа. Если же такие люди неожиданно и занимают государственные должности, пытаясь честно и профессионально выполнять свои обязанности, действовать в интересах государства и народа, а не олигархов, то очень скоро испытывают на себе политическое или лоббистское давление «сверху» и вынуждены, как в «кейсе Смолия», слагать полномочия!

Как это ни печально, но государственные должности у нас преимущественно занимают чиновники двух типов: одни тихо отсиживаются, чтобы получить «погоны» и высокую пенсию, не проявляя перед начальством никакой инициативы, поскольку боятся собственной тени. Другие же, придя на должность, сразу начинают грести «откаты» лопатой, зная, что в суде все равно откупятся. Не из-за таких ли функционеров «низкого качества», «пешек» мертвой бюрократии и олигархата Украина стремительно летит в политическую и экономическую пропасть?! Не потому ли отечественная экономика десятилетиями находится в безвылазном «болоте», из которого, судя по всему, так и не выбраться в ближайшие пять лет?!

ВМЕСТО КАДРОВОГО «ХАОСА» — ПРОЗРАЧНЫЙ ОТБОР

На самом деле для власти пока существует шанс (хоть и призрачный) по кардинальному демонтажу олигархически-коррупционного монстра, которому «эксклюзивно» служат государственные структуры с армией чиновников. Для этого необходимо, прежде всего кардинально изменить принципы публичной кадровой политики, которая должна основываться на таких базовых алгоритмах:

• чиновники топ-уровня (от руководителей госструктур до руководителей департаментов министерств, ведомств, государственных агентств и предприятий) должны допускаться к конкурсу на государственную должность только после соответствующей «верификации». Речь идет о том, чтобы соответствующая аналитическая группа (составленная из авторитетных и незаангажированных экс-госслужащих, журналистов, представителей экспертной среды и гражданского общества) осуществляла анализ конкретного профессионального назначения — учитывая вероятные коррупционные риски — и предоставляла конкурсной комиссии выводы и рекомендации. Это должно происходить по аналогии с анализом законопроектов и нормативных актов в контексте возможных коррупционных последствий. Данный принцип также должен быть внедрен на регионально-местном уровне;

• для каждого чиновника высшего и среднего звена нужно установить годовой иммунитет работы в должности. При этом Национальное агентство по вопросам государственной службы (совместно с группой международных экспертов) должно разработать четкие критерии и показатели эффективности работы на каждой государственной должности (KPI). Ежегодно чиновники среднего и высшего уровня должны представлять годовой отчет о своей деятельности  экспертной группе при каждом ведомстве, которая оценивает работу в отчетном периоде по показателям KPI и предоставляет руководству выводы и рекомендации, которые публикуются на сайте госоргана;

• независимость государственных регуляторных органов должна быть подкреплена процедурой назначения их руководителей — согласно рекомендациям независимых «мозговых» центров и профессиональных сообществ. Определенные законодательством условия отставки топ-чиновников, срок полномочий которых имеет четкие временные рамки (т.н. иммунитет от принудительного увольнения), нужно обезопасить от каких-либо политических или лоббистских влияний. Если глава независимого регуляторного органа заявляет о политическом давлении (как это произошло в случае с экс-главой Нацбанка Яковом Смолием), сразу должна быть создана парламентская следственная комиссия, которая должна проанализировать, действительно ли был факт такого давления на топ-чиновника, а затем — представить свои выводы руководителю Государственного бюро расследований.

 

Олег ТИТАМИР
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ